Кругозор

 

 

 

 

     /29.01.2010/

 

 

Куклы мертвых

 

Древние уральские традиции связаны с древнеегипетским культом умерших?
Чаще всего слово «кукла» у нас ассоциируется с игрой. Но древние куклы создавались совсем не для игры. Это были кумиры, идолы, истуканы, боги в виде человеческих фигур. Оказалось, что и в наших северных краях до сих пор существуют необычные куклы, связанные с потусторонним миром.

Сложно сказать, были ли такие куклы у предков коми народа (хотя деревянные и металлические идолы были точно, самый известный из них это Зарни ань – Золотая баба). У наших же соседей – ненцев, хантов и манси – необычные культовые куклы сохранились и поныне. Называются они иттерма – «куклы умерших». Стоит напомнить, что эти северные народы еще несколько веков назад заселяли значительную часть нынешней территории Республики Коми. Да и сейчас именно они входят в число коренных малочисленных народов Севера, обитающих в Республике Коми. Живут угры и самодийцы на севере и востоке республики.

 

От Египта к Уралу

Еще со школы мы помним, что в древнеегипетской культуре портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Наличие таких двойников в гробницах – их называли «Ка» – было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь.

Термин «Ка» в Древнем Египте также использовался для обозначения жизненной силы или духа человека, который после смерти продолжал жить внутри гробницы.

Ка – это подобие или двойник человека. Человек и его Ка похожи, «как две руки», поэтому слово «Ка» пишется иероглифом, изображающим две руки, поднятые кверху. После смерти человека двойник-Ка обитает в его гробнице в виде небольшой скульптуры умершего.

Кто знает, может, только на Урале сохранился до XXI века древний культ, который был основой древнеегипетской веры в бессмертие. И спустя тысячелетия ханты и манси, как и древние египтяне, мастерят кукол мертвых – вместилище душ умерших.

У мужчин пять душа,

у женщин – четыре

По представлениям северных народов, после смерти человека иттерма становится временным вместилищем его души, которая позже должна возродиться в новорожденном.

У разных племен названия кукол мертвых различаются, и, кроме иттерма, можно услышать мохар, ура, шонгот. А изображения умерших шаманов и шаманок составляли особую группу, и у манси они назывались аккань (кстати, по-коми акань – это кукла), а у хантов – нытырма.

Первые известные иттерма – погребальные куклы-манекены ростом с человека – датированы первым веком до н.э. Голова таких кукол вылеплялась из глины и была скульптурным портретом усопшего. Внутри древнейших иттерма ученые обнаружили мешочек с прахом покойного.

Северная кукла сохранила архаическую форму. Обычно ее высекала старшая из женщин семьи. Материалом служила щепка, отколотая от «священной» (противоположной входу) стены дома.

Иттерма изготавливали близкие люди, но не прямые родственники покойного, на четвертый-пятый день после смерти. Эти цифры – четыре и пять – проходят через всю культовую атрибутику финно-угорских народов Урала. Согласно их мифологическим взглядам, человек обладает несколькими душами: мужчина – пятью, женщина – четырьмя. Эта сакральная нумерология легла в основу многих обрядовых традиций северных уральских народов.

Вместо сердца – монета

Примерно с восемнадцатого века куклы мертвых стали изготавливать высотой 10-25 см в виде человекообразной фигурки. До середины прошлого века для умерших естественной смертью иттерма делались преимущественно из дерева и прутьев. Если человек погиб насильственной смертью, то куклу для него изготавливали из металла. Для души самоубийцы иттерма делали из ткани. В качестве остова для куклы брали деревянную или металлическую основу в виде бюста или фигурки с расширенным книзу туловом и с условно намеченными руками.
В наши дни одновременно существуют традиции изготовления кукол из ткани и из дерева. Вырезанная из дерева фигурка непременно снабжалась монетой – «светлым кругом», которая вставлялась вместо «груди» куклы. Если иттерма изготавливалась из ткани, то монету заворачивали внутрь куклы. По поверьям, покойник, которому изготовили иттерма, но не снабдили этим солярным символом, превращался во вредоносное существо – пауль-йорута. Древние уральцы полагали, что душа такого покойника могла бродить по ночам и пугать живых.

Лицо иттерма вырезалось просто: глаза намечались лунками, нос и рот – продолговатыми выемками. У некоторых племен на месте глаз, рта, носа и ушей кукол пришивались медные пуговицы. Несмотря на незамысловатость приемов изготовления, лицо куклы мертвых выглядело вполне выразительным. Иногда его заменяла монета из серебра.

Кукла обязательно должна быть похожа на умершего, поэтому при изготовлении иттерма использовали волосы покойного или кусочки его одежды. Сегодня портретное сходство куклы с умершим достигается легко. Вместо того, чтобы вырезать из дерева условно стилизованный лик человека, наши современники наклеивают на «лицо» куклы вырезанное лицо с фотографии умершего.

 

В одном доме с покойником

Дети любят играть с куклами, наряжают их, строят им домики. Для иттерма тоже шили «кукольную» одежду, причем довольно сложного покроя. Женские «образы» дополняли нагрудными ожерельями, мужские – поясными. Покрой и дизайн одежды для иттерма полностью повторяет летнюю или зимнюю одежду северных народов. Поверх легкого платья на куклу надевали малицу с капюшоном.

О куклах заботились как о живых: в зависимости от времени года их переодевали. Иттерма хранились в доме в любимом месте покойного. Для них специально мастерили «кукольный дом» – коробку, ящичек или сундучок. Ночью куклу укладывали спать, днем усаживали в коробке. С иттерма обращались как с живым человеком: во время семейных застолий куклу «кормили» – перед ней ставили еду и питье, в коробку клали папиросы или табак. В течение всего срока, пока кукла хранилась в доме, ей оказывали знаки внимания, положенные живому члену семьи.

Иногда после смерти мужа вдова вырезала его изображение, подносила ему пищу, ласкала, укладывала с собой спать.

Если человек умер не своей смертью (утонул, застрелился, умер пьяным – замерз), то ему делали куклу ура. Она больше, чем иттерма (40-50 см). Ее помещали в специальный домик-амбарчик (ура-лобас) на высоком пне и ходили к ней на поминки. Этот домик ставили не на кладбище, где человек похоронен, а в другом месте – в лесу. По древним поверьям, кукла должна была храниться там, пока не сгниет.

 

Ночной крик младенца

Кукла мертвых – это идол, в котором, по мифологии манси и хантов, пребывает реинкарнирующаяся душа умершего. По представлениям угорских народов, она невидима, но не бесплотна. И пока душа покойного не вселилась в новое тело, ей необходимо временное убежище.

До недавнего времени оставалось неясным, для какой именно из нескольких душ человека иттерма становится обиталищем. Но ученые выяснили, что из пяти (у мужчин) и четырех (у женщин) одна душа мыслилась в виде тени. Она-то и находилась в кукле.

Изготовление иттерма было обязанностью живых. А если кукол не делать, то тень умершего будет мстить. За что? За невозможность возрождения. Хранение изображений умерших означало заботу родственников о душе предка в промежутке между его смертью и рождением ребенка, в которого эта душа вселялась.

Сроки хранения иттерма – 4 года (для женщин) и 5 лет (для мужчин), хотя в действительности этот срок равен 2 и 2,5 годам, т.к. счет здесь особенный, сакральный, где один год – за два. По истечении этого срока душа, находящаяся в иттерма, возрождалась в новорожденном. Когда рождался ребенок, женщины «устанавливали», какая из хранящихся в доме иттерма «предоставила» свою душу для воплощения в младенца. Для этого проводился обряд гадания, при котором мужчины присутствовать не могли. Знаком того, что душа вернулась к жизни в облике новорожденного, был его ночной крик.

Во время обряда гадания люльку с ребенком приподнимали над полом и поочередно произносили имена умерших предков, иттерма которых продолжали храниться в доме. Когда люлька становилась тяжелее и опускалась ниже к полу, произнесенное в этот момент имя и оказывалось именем умершего родственника, душа которого теперь возродилась в ребенке.

Новорожденному давали имя, которое носил покойный. Коренные уральцы были убеждены, что вместе с душой младенец «возьмет» и все черты своего покойного предка. Таким образом душа умершего странствует между мирами, не отторгаясь от своего рода. Она как бы ожидает своего часа для возрождения в теле потомка.

Когда душа покидала иттерма, кукла считалась выполнившей свою функцию. После этого поступали по-разному. Изображения самых почитаемых предков (например, шаманов, старейших мужчин, уважаемых стариков) помещались в особых священных местах на чердаке или в лесу, в специально изготовленных сундуках (амбарчиках). Таких кукол хранили вместе с духами-покровителями семьи. И такая кукла тоже начинала выполнять функции небесных покровителей, оберегая жизнь членов семьи, рода, племени. Иттерма молодых женщин, девушек и детей уносили на кладбище и клали в могилы покойных. У одних племен изображения умерших сжигались, у других – наследовались по женской линии, и со временем их накапливалось столько, что они не умещались в сундуки наследниц. Поблизости от могил для иттерма устанавливали «домики», напоминающие миниатюрные модели северных зимних хижин величиной с собачью конуру.

Удивительно, что древняя традиция изготовления кукол мертвых сохранилась. И сегодня в домах представителей северных народов можно увидеть эти маленькие фигурки, одетые в миниатюрные рубашки, платья и меховую одежду.

 

Наталия ЕВСТИФЕЕВА.   

 

 

Наши координаты:

 

Место для встреч:

Корткеросский районный  историко-краеведческий музей       с. Корткерос ул. Первомайская дом. 10.

 

Для писем

168020 Республика Коми село Корткерос ул. Первомайская дом. 10

 

 

 

Ufo-komi.narod.ru

 

Адреса электронной почты:

vlad-kosmopoisk@mail.ru             Ufo-komi@mail.ru

 

Hosted by uCoz