"Золотая
баба"
Главной святыней страны
Югры - от которой остались к настоящему времени лишь ханты и манси, в месте,
где в Иртыш впадает река Конда является истукан, выполненный из чистого
золота, который старые книги называют "Золтой бабой". Этому
идолу поклонялись народы, жившие по обе стороны Урала, вплоть до
полуострова Ямал, который, как полагают, и само своё название получил в
честь этой святыни. Никто не мог приблизиться к идолу, даже местные
князья. Только потомственные хранители собирали для неё дары у населения
и хранили в сокровищнице. Каждый проходящий здесь обязан был что-либо
подарить "Золотой бабе".
Идол не был немым - он издавал звуки. Баба
не то выла, не то кричала. Путешественник, писатель и, как полагают,
шпион барон Сигизмунд Герберштейн полагал что в теле и голове идола были
сделаны специальные отверстия, благодаря которым ветер порождал звуки,
усиливавшиеся пустотами.
У этой богини было множество имён, но самое
распространённое и древнее это Юмала. Это имя встречается в скандинавских
сагах - его упоминает скальд Снорри ещё тысячу лет назад. Имя это скальд
услыхал от бандита-викинга Тодира-собаки - реально существовавшего и с
лихвой заслужил это нелестное прозвище, когда тот вернулся из
разбойничьего набега на побережье Белого моря. Встречается это имя и
таких сказаниях, как Овар-одд-сага, Бос-сага. И во всех этих источниках
утверждается, что Юмала таилась где-то в глухом лесном месте и сторожила
несметные сокровища. Вся земля холма, на котором стояла святыня
представляла собой смесь грунта с монетами. Статуя держала на коленях
большую чашу.
Саги повествуют, что путь к идолу викингам
указала соблазнённая одним из предводителей местная девушка по имени
Ториру. Грабители ограбили сокровищницу, но не смогли их честно поделить.
При дележе Торир убил одного из подельщиков и погнался за другим, но тому
удалось бежать.
Но каково подлинное происхождение
"Золотой бабы"? Никто не в состоянии ответить на этот вопрос.
Но такой знаток античных рукописей, как Сабин или Юлий Помпоний Лэт,
живший почти пятьсот лет тому назад, имеется любопытное упоминаник о
югре. Этот народ, как следует из "Комментария к Флору" в эпоху
Великих нашествий участвовал в 410 году в походе на Рим, который
восглавлял король вестготов Аларих. Там говорится: "На обратном пути
часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство,
часть вернулась на родину к Ледовитому океану, и до сих пор имеет
какие-то медные статуи, принесённые из Пима, которым поклоняется, как
божеству". Это может объяснить появление Юмалы в этих суровых краях.
Это подтверждается и упоминанием о каком-то "медном гусе". И
это у народа, который гусей не знал!
Статуя долго оставалась в верховьях
Северной Двины; о ней сообщали миссионеры, о ней есть упоминание в
Софийской летописи. Но миссионеры-идолоборцы наступали, и в конце XV века
язычники ханты и манси ушли за Урал, туда же унесли и "Золотую бабу".
Местом её пребывания стало слияние Оби и Иртыша, селение Белогорье. В
начале XVI века эти места были завоёваны и попали в зависимость от
Москвы. И служилые люди, составлявшие "дорожники" - описания
торговых и военных путей, тоже упоминают о ней, а "Золотая баба"
становится непременным атрибутом всех европейских карт, гле изображалась
Русь.
Пытался захватить Юмалу и Богдан Брязга -
один из пятидесятников Ермака, но к тому моменту, как укреплённый посёлок
князя Нимьяна наконец был взят, святыни там уже не было. Летом 1585 года
раненный Ермак утонул в Иртыше, а через неделю с его трупа был снят
дорогой панцирь с золотым орлом и спрятан в сокровищнице Юмалы.
В начале XVIII века началось широкое
настуление православных монахов на язычников и идолопоклонников. Его возглавил
Филофей Лещинский, сосланный в эти края за связь с Мазепой. Среди людей
Лещинского был разжалованный полковник Григорий Новицкий. Он рыскал по
забытым богом местам, медвежьим углам, разоряя и сжигая капища и идолов.
Ретивый идолоборец был подкараулен и убит. Но от него осталась
неоконченная рукопись "Описание о народе остяцком. Этот человек,
ничего до этого не знавший о трудах Геоберштейна и других западных
географов, излагает сведения об золотом идоле, удивительно совпадающие с
упомянутыми авторами. Он же утверждает, что статуя кричит: "глас
вещия, аки бы детища, слышат". "Никто же от них тамо самих в
скверное капище входить не дерзает".
И на протяжении столетий в переписке с
Тобольской консисторией встречаются сетования на то, что местные люди, выйдя
из церкви, отправляются на поклонение к шайтанам. А в "Инструкции
Кондинской миссии", изданной незадолго до революции, прямо
предписывалось разыскать "идола, слывущего под названием Троицкого,
к которому, как к центру идолопоклонства стекаются отовсюду
инродцы-самоеды, и остяки-идолопоклонники, и христиане, тщательно следить
за сборщиками в пользу сего идола, поддерживающими в инородцах суеверные
убеждения, донося секретно епархиальному начальству обо всём, что будет
доказано относительно общепочтительного инородцам идола". А село
Троицкое находится рядом с Белогорьем, посему Юмала и была названа
Троицким идолом.
Одним из наиболее полных собраний сведений
о Золотой Бабе можно отыскать в книге М.П.Алексеева "Сибирь в
известиях иностранных путешественников и писателей" (Иркутск, 1941).
Автор пришёл к выводу, что этот истукан, если он и существовал или
продолжает существовать в единственном числе, в результате своих
странствий может оказаться в Обском Лукоморье. Согласно Кунгурской
летописи, это древняя богиня, "нага с сыном на стуле сидящая".
Однако английский историк Б.Бэддли ("Россия, Монголия, Китай",
Лондон, 1919) считает, что это изображение тибетской богини "Kwan
In" и, следовательно, имеет восточное происхождение. Это как-будто
подтверждается и Г.Ц.Цибиковым, который описывает богиню Гуань ин, статуя
которой изображала сидящую женщину с младенцем на руках. Эта богиня -
одна из форм выражения сути бидхисатвы Авалокитешвары - беспредельного
милосердия, одного из высших существ, которое со временем должно было
достичь степени Будды, но, однако оно отказалось от этого для того, чтобы
помогать нашей грешной Земле. Именно Авалокитешвара изображалась в виде
Гуань-ин или Пу-се - женщины с ребёнком.
В книге "Записке о московитских
делах" Сигизмунд Герберштейн писал, что в утробе золотого идола был
виден ребёнок, в которм, в свою очередь находился ещё один малыш. А для
буддийских статуй вообще характерно содержание в себе идолов меньших
размеров.
Вначале названной бодхисатвой было мужское
божество - Великий муж Южного моря, в честь которого было воздвигнуто 86
монастырей на маленьком острове Путошань. Затем это божество стало
богиней Гуань-ин.
Описывая Золотую бабу Герберштейн писал о
неких трубах, окружавших истукана, издававших звуки.
В некоторых храмах Тибета во время служению
Гуань-ин звучала труба, выполненная из драгоценной белой раковины,
обладавшей, по поверьям, чудодейственной силой. Когда раздавался её звук,
статуя начинала излучать мягкое сияние.
Таким образом ребёнок на руках Золотой
бабы, а также мнимый младенец в утробе, таинственные звуки труб - всё это
указывает на то, что своим происхождением Юмала обязана богине Гуань-ин.
|