Номер газеты: вокруг планеты 4
Дата выхода: 21 июля 1999г.
Название статьи: Золотая баба
Автор: Ирина Стреколова
В низовьях Иртыша течет
таежная река Конда. В болотистых лесах вокруг нее доживают свой век
коренные обитатели этих мест - ханты и мансы - два малочисленных
народа, оставшихся от некогда большой северной страны Югра.
В старину главной святыней Югры была статуя богини Юмалы, отлитая из
чистого золота. Местные жители называли ее Золотой Бабой. Статуе
поклонялись племена, обитавшие по обе стороны Урала и на север - до
полуострова Ямал. Простые люди не имели права входить в ее
сокровищницу. Лишь потомственные хранители, носившие особые красные
одежды, общались с богиней и ухаживали за статуей. Они же собирали дань
- монеты, меха, украшения. Каждый человек, проходивший мимо заповедного
леса, в котором находилась сокровищница, должен был что-нибудь подарить
Золотой Бабе.
О югорском идоле известно
немного. Ходили слухи, что статуя не то говорила, не то кричала.
400 лет назад германский
посол Сигизмунд Герберштейн составил "Указатель пути к Печоре,
Югре и Оби", в котором сказано следующее: "Золотая Баба есть
идол, находящийся при устье Оби... Рассказывают, что этот идол - статуя
в виде некоей старухи, держащей в утробе сына, и будто рядом с ней
находится еще ребенок, про которого говорят, что он ее внук. Кроме
того, будто бы она имеет некие инструменты, которые издают постоянный
звук наподобие труб".
У богини было много имен,
но самое главное - Юмала, или поненецки Яу-мал. Почти тысячу лет назад
о Юмале узнал скандинавский певец-скальд Снорри Стурлуссон. В своих
сагах он поведал о подвигах знаменитого викинга и разбойника Торира,
ходившего в 1023 году к берегам Белого моря. Торир видел золотого идола
на Северной Двине. Юмала стояла в глухом лесу, на кургане, рядом
находились россыпи несметных сокровищ. Земля на кургане была смешана с
монетами. На коленях богиня держала большую чашу. Торир сумел узнать
дорогу к статуе и со своей дружиной ограбил сокровищницу, унеся столько
золота, сколько он и его товарищи смогли взять.
Позднее, когда в страну
Югру пришли православные миссионеры, ханты и мансы, спасая Золотую Бабу
и ее богатства, ушли за Урал. С тех пор ее прятали где-то в месте
слияния Оби и Иртыша, недалеко от села Белогорья.
Золотого идола не раз
пытался найти Ермак Тимофеевич ходивший вниз по Иртышу. В 1565 году
летом Ермак попал в засаду, был ранен и утонул в реке Вагай, близ ее
впадения в Иртыш. Предание гласит, что его утянул на дно тяжелый
панцирь с золотым орлом - подарком царя Ивана Грозного. Когда местные
жители нашли его труп, этот панцирь отправили в сокровищницу Юмалы в
Белогорье.
Через два века после этого события богиню перенесли из Белогорья на
Конду. В 1904 году этнограф Константин Носилов нашел в верховьях Конды
слепого старикаманси Савву, который знал кое-что о Золотой Бабе, но на
все просьбы рассказать о ней подробно упорно твердил лишь одно:
"Голая баба - и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, все есть, все
сделано, как быть бабе Незадолго до революции идол упоминался в
"Инструкции Кондинской миссии".
В 60-е годы нашего
столетия исследователь Лев Теплов приложил немало сил, чтобы найти
разгадку югорского идола. Ему удалось разыскать старого охотника
Григория Сургучева, бывшего шамана, хорошо осведомленного о тайнике, в
котором последние потомки жителей Югры прятали священную статую. Но и
он был лаконичен в ответах: "Этот шайтан, - говорил Сургучев, -
находится в покое. Никому не найти. Есть маленький островок среди
болот, никому не попасть - не заметить".
Вскоре в устье Оби была
построена мощная гидростанция, поднявшая уровень воды настолько, что
огромные площади лесных угодий оказались затоплены. Где-то под водой
остался островок, на котором покоится югорская святыня.
|