Благодаря
изысканиям уфологов, все мы хоть краем уха, да слышали о скалах в
африканской пустыне, где среди изображений охотников изображены люди в круглых
шлемах, очень похожих на космонавтов. В разрушенных испанскими
конкистадорами храмах специалисты отыскали плиту с высеченной в ней
человеком, сидящем в кресле перед прибором, напоминающий пульт управления
ракетой. Болгарская настенная фреска изображает нечто похожее на взлетающую
ракету.
Нечто
подобное существует и в России. Однако самым загадочным и неисследованным
объектом остается Золотая Баба.
В
самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место – хребет
Маньпупунёр. Горой Малых Богов называют его оленеводы местной народности
манси. И название это не случайно. Подобно семи застывшим великанам
возвышаются семь причудливых каменных фигур. Одна из древних мансинских
легенд говорит, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самоедами,
которые шли через горы в Сибирь уничтожить вогульский народ. Но когда они
поднялись на Маньпупунёр, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнёр —
священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на
высокую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунёра, тогда все его
спутники окаменели от страха.
Но
существует другая легенда, которую можно услышать тоже от манси, правда
значительно реже. Конической горой выглядит Койп со стороны каменных
болванов. Однако если посмотреть с небольшого безымянного холма,
расположенного к западу, то отчетливо можно увидеть лежащую на спине
женщину с резкими чертами лица. По преданиям, это окаменевшая шаманша,
наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, почитаемого
когда-то всеми народами севера – Золотую Бабу. Когда золотой идол
перебирался через каменный пояс Уральских гор, шаманша, считавшая себя его
хозяйкой, попыталась задержать Бабу. Страшным голосом закричала тогда Баба,
и от голоса этого умерло все живое на много верст кругом, а шаманша же
упала навзничь, обратившись в камень.
О
криках, которые издает Золотая Баба, свидетельствуют не только легенды
манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец
Александр Гваньини в 1578 году пишет: «Рассказывали даже, что в горах по
соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».
Что
же это за таинственный идол, наводивший на местных жителей страх страшным
ревом? Откуда он появился, куда исчез?
В
России древнейшим письменным упоминанием о Золотой Бабе является
Новгородская Летопись 1538 года. Летопись гласит о миссионерской
деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал
древние святилища и ставил на их месте древние храмы. В летописи говорится
что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись жители
зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе.
Но
предания о Золотой Бабе, скрывающейся где-то на севере, появились очень
давно. Они связаны с легендарной, обширной страной, раскинувшейся в 9-12
веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы.
На Руси земли эти называли Пермью Великой, а в скандинавских странах –
могущественным государством Биармией или Биармалэндией. Населявшие эту
территорию народы поклонялись огромному золотому идолу – Золотой Бабе.
Святилище Золотой Бабы, находившееся по скандинавским сагам где-то в устье
Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было
накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь
Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из
лежавшей в низовьях Волги Хазарии, да викинги из далекой Скандинавии.
Однако
шло время. Окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но мало
населенной области свои цепкие руки.
Сначала
это были новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя.
Спасаясь от христианства, почитатели Золотого идола прятали Бабу то в
уральских пещерах, то в непроходимых лесах по берегам Оби, то в недоступных
ущельях гор Путоран на Таймыре.
Откуда
же появилось у манси такое странное божество? Большинство ученых считают,
что Золотая Баба – это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой на русский
язык переводится как «золотая женщина».
По
поводу происхождения самого идола Золотой бабы мнения разошлись.
Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую
статую могли унести из разграбленного Рима в 410 году нашей эры во время
нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому
океану, а античная статуя стала символом северного народа.
Другие
ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя
Будды, которая в китайском буддизме сливается с образом богине Гуаньи. Есть
защитники и «христианского» происхождения Золотой Бабы. Они предполагают, что
это статуя Мадонны, и что она была выкрадена во время набега на один из
христианских храмов.
Завладеть
Золотой Бабой пытались давно. Во время своих походов на Югру новгородцы
охотно грабили языческие святилища. Пытались добраться они и до скрывающихся
в дремучих лесах золотого идола., но все их попытки потерпели поражение.
Интересовались статуей и удалые отряды Ермака. О золотом идоле они услышали
от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде татарского городища. Именно с
его слов о существовании Бабы узнал Ермак. Чуваш поведал о том, что в
осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит. А
поставлен он на стол, и кругом жир и курится сера, аки в ковше». Услышав о
золоте, казаки с новыми силами кинулись на приступ городища. После
кровопролитной сечи взяли они стены, но драгоценного золотого идола не
нашли. Накануне штурма его удалось по тайным подземным ходам вынести из
осажденного городища.
Во
второй раз казаки услышали о Золотой Бабе, когда они добрались до
Белгородья на Оби. Здесь находилось самое почитаемое осятяками капище.
Каждый год тут собирался «великий съезд» и совершал «жрение» тайное. Именно
сюда, по слухам была привезена святыня сибирских народов – «паче всех
настоящий кумир зде бо».
Но
не повезло Ермаку. При приближении его отрядов жители успели спрятать
золотого болвана, впрочем, как и другое «многое собрание кумирное». Казаки
расспросили остьяков о Золотой Бабе, и те подтвердили, что действительно
было «у них молбище большое богине древней – наго на стуле седящая».
Не обделили вниманием Золотую Бабу и исследователи нашего времени. Большой
интерес проявили к идолу уфологи. Они знали, что удивительному золотому
болвану поклонялись, да и поклоняются сейчас народы ханты и манси. Уфологии
говорят, что это божество нисколько не похоже на другие святыни этих
народов, оно словно с неба свалилось.
Именно
эту версию происхождения золотого идола выдвинул несколько лет назад уфолог
Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая Баба – это робот-инопланетянин,
по какой-то причине, может из-за частичной неисправности, оставили на Земле
его хозяева. В течение некоторого времени Золотая Баба могла передвигаться,
и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле.
Потом, по мнению Ермакова, баба-робот начал постепенно выходить из строя.
Сначала он еще мог издавать какие-то звуки, а затем окончательно
превратился в золотую статую.
Кандидату
геолого-минералогических наук Бурлешину несколько лет довелось работать на
Северном Урале, в местах, по которым, по мнению исследователей, и «прошел»
золотой идол, скрывающийся от преследователей христиан. Там, на Урале,
Бурлешин услышал несколько историй от оленеводов манси:
На
Северном Урале стоит покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп.
До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по
Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. «Давно-давно гора ходи
нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы
стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко
кричал. Люди говори страшный голос».
Немного
севернее горы Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой тоже связаны
легенды о страшном крике Золотой Бабы – Койп. Окрестности этой горы
удивительно подходят для зарождения легенды о капище Золотой Бабы. У
подножия горы лежит совершенно круглое озеро. Второго такого на Северном
Урале нет. На его берегу можно увидеть покрытые лишайником глыбы, в которых
при небольшом воображении можно угадать остатки святилища.
Перегоняющие летом стада оленеводы-манси обязательно заезжают к этому
святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, будто бы
вырубленной руками людей гранитной плите.
Между
горами Манья-Тумп и Койп, около которых по легендам манси раздался крик
Золотой Бабы, есть есть еще одно место, также, может быть связанное с со
страшными криками. Только произошло это событие уже в наши дни. Место это –
гора Ортоген, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла
опытная, прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического
института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку
с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников, лежащие в глубоком снегу.
На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса. По мнению
комиссии, проводившей расследование этой трагедии, одной из причин,
приведших к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука
большой интенсивности. Станислав Ермаков сделал предположение, что золотая
баба-робот, брошенная инопланетянами, могла не только говорить, но и двигаться.
Что же тогда сделало робота неподвижным? На этот вопрос может помочь
ответить один любопытный эпизод, содержащийся в описании похода викинга
Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги до устья Двины к
торговому городу в Биармии. Все, у кого было золото и товар для мены,
получили хороший барыш. По окончании торга, с полным грузом дорого пушного
товара викинги спустились по Двине и, выйдя в открытое море, стали держать
совет.
Храм
высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в
дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они
пробраться и, если посчастливиться, овладеть собранными там сокровищами.
…
Троир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них.
Это же сделал и Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором
пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько
смогли унести. Сложили их в свое платье.
Добрались
они до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной
ограды. На шее бирманского бога висела драгоценная цепь. Карли прельстился
цепью и так сильно рубанул топором по шее бабы, что голова с ужасающим
треском свалилась с плеч долой».
Отрубить голову литой статуе викинг вряд ли бы смог. Другое дело если бы
перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого
тонким слоем золота. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те
чудом смогли пробраться к кораблям, побросав собранные около Золотой Бабы
сокровища.
Где
же сейчас находится Золотая Баба? В качестве последнего пристанища Бабы
называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби,
верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор
Путоран на полуострове Таймыр. Но, может быть, идол со страшным голосом
находится значительно ближе и скрывается где-то в треугольнике между горами
Койп, Отортен и Манья-Тумп. Охота за Золотой Бабой продолжается по сей
день. Одни ищут бесценную историческую реликвию, вторые – золото, третьи –
кладезь инопланетной технологии.
Запад. Среди этих племен лишь два –
мадьяр и ньек – были угорского происхождения, остальные же судя по
племенным названиям, были тюркского происхождения. Не удивительно поэтому,
что восточные авторы называют венгров тюркским народом. Большинство
тюркских племен сохранилось вплоть до
Ссылка на страницу http://www.zel-veter.ru/article/view/49
|