Пресса

 

 

 

 

  Четверг, 17.09.2009

Аномалии

 

Ни рыба, ни мясо

 

Самые древние на Земле существа до сих пор живут в Коми. У них рыбье тело и звериные глаза...

На древних бронзовых изделиях, которые археологи находят на территории Коми, нередко встречается изображение существа, удивительно похожего на крокодила: мощный хвост, короткие лапы, длинная зубастая челюсть, чешуйчатые наросты вдоль спины. Точная прорисовка деталей наводит на мысль, что наши предки, финно-угорские мастера, воочию наблюдали или самих крокодилов, или похожих на них животных. Однако до сих пор непонятно: как это могло произойти? Ведь на Севере подобные твари никогда не водились. Во всяком случае – в историческое время...

Крокодил-дил-дил плывет...

А вот в доисторическую эпоху – другое дело. В Юрский период на большой части нынешней территории Республики Коми, как известно, плескалось огромное теплое море, кишевшее морскими ящерами, в том числе ихтиозаврами, весьма похожими на крокодилов. Возможно, что некоторые из них, подобно «лохнесскому чудовищу», могли сохраниться на Севере вплоть до начала заселения этих мест человеком.

Однако не исключено также, что наши предки сталкивались не с ящерами, а именно с крокодилами – самыми древними животными на планете. Более того, есть масса разнообразных свидетельств, что и поныне отдельные особи этих рептилий встречаются в водоемах Коми.

 

Речные монстры...

На Удоре было записано сказание о водяном чудовище Глоте, пожирающем людей и скот. Герой предания – колдун – спасает от Глота односельчан. Для этого он зашивает в коровью шкуру своего сына и дает это угощение Глоту в качестве очередной жертвы. Когда чудище заглотило сына колдуна, тот изнутри распорол его живот. Характерно, что Глот жил именно в воде и своим обликом напоминал крокодила.

На Вычегде реликты вполне могли дожить до наших дней. Жительница Корткеросского района Вера Потапова сообщила, что летом 1999 года ее сын на лодке поднимался по реке Мадже и заметил, как в 150-ти метрах от него через реку плывет береза. Удивленный тем, что «бревно» плывет поперек течения, парень решил приблизиться к нему. Но когда до «бревна» оставалось около пятидесяти метров, он понял, что «это что-то большое и живое». Рыбак успел хорошо рассмотреть трехметровое длиннохвостое существо с тремя горбами на спине.

При приближении моторки речной монстр стал погружаться в воду. Рыбак обратил внимание, что с той стороны, откуда плыл «крокодил», берег был песчаный и на нем виднелись какие-то странные следы. Было похоже, что оттуда этот зверь спустился к воде. С другой стороны берег был крутой, а место глубокое. Существо исчезло в этом тихом омуте...

Другая встреча с «крокодилом», вернее, с его следами, произошла в этом же районе в 1985 году. Местные рыбаки ловили рыбу бреднем в старице Вычегды напротив села Корткерос. Они обратили внимание, что из воды на песчаный берег выходили какие-то загадочные следы, исчезавшие в береговой траве. Следы, по словам очевидцев, были крупнее, чем у обычных, известных в этих краях животных. К тому же за следом лап был заметен след от волочения, видимо, хвоста.
Крокодилов встречали и на других реках Коми. Свидетельств – масса, несмотря на то, что большинство рыбаков и охотников, боясь прослыть брехунами, предпочитают не распространяться о своих встречах с необычными существами.

Факт существования крокодилов на Севере России подтверждают и авторитетные ученые.

...и ручные змеи

Видный историк академик Борис Рыбаков еще в 1970-х годах в своих монографиях «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси» поднял вопрос о происхождении славянского божества, хозяина подземных вод Яши или Ящера. Археологами найдены сотни изображений этого идола, поразительно напоминающего крокодила. Кстати, на русском Севере крокодилью голову вырезали на прялках и оконных наличниках вплоть до XIX века.
Академик Рыбаков ставил вопрос о вполне реальном, зоологическом прототипе мифического Ящера: «Представляет интерес реальный прообраз священного Ящера, подводного бога, которого новгородцы XVIII века называли крокодилом. Современная зоология плохо помогает нам в поисках прообраза ящера, но если мы обратимся к «Запискам о Московии» Сигизмунда Герберштейна, написанным в первой половине XVI в., то прочтем следующее: «Там и поныне много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-75 см) в длину. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом всем семейством поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что это божество-змея было плохо накормлено».

Академик приводит и другое свидетельство – уже русского, псковского летописца: «В лето 7090 изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша. И ужасашося люди, и моляше бога по всей земли. И паки спряташа иных избиша».

В летописи «Книга, глаголемая летописец великий земли Росиския...» читаем: «Больший же сын Словена был бесоугодник и чародей и своими бесовскими ухищрениями превращался в лютого зверя крокодила, залегал в реке Волхове путь водный и непокоряющихся ему которых пожирал, которых опрокидывал и топил...»

Вообще, русские летописи буквально пестрят многочисленными упоминаниями о «коркоделах» («коркодилах»). Но поскольку они считались символами язычества, то по мере окончательного утверждения православия информация о «крокодилах» стала исчезать из исторических хроник.


Ну, бляха чудская!

Но более всего впечатляют изображения крокодилов на «чудских бляхах» пермского звериного стиля. На многих искусно отлитых рельефных миниатюрах мы видим все того же «крокодила». Причем изображенного реалистично: четко прорисована чешуя, заканчивающееся плоским «сомовьим» хвостом туловище с короткими лапами и непропорционально большой головой, прорисованы глаза с веками, отличающиеся от «немигающих» глаз змей и рыб. Удивление вызывают только загнутая вверх нижняя челюсть и небольшой рог на загривке. Именно так выглядит загадочный мукутысь – хозяин земли, чью фигуру в конце 2008 года предлагали поместить на гербе и флаге Ухты. Прообразом мукутыся послужило изображение на бронзовой бляхе, найденной на реке Ухте.

Любопытно, что, хотя звериный стиль распространен был очень широко, изображали ящера на бляшках далеко не везде. Встречается он в основном в бассейнах Печоры, Вычегды и в Прикамье.


Несси и другие


Встречи с дожившими до наших дней ящерами, крокодилами зафиксированы во многих местах Земли. Самое известное – это шотландское озеро Лох-Несс. Обитающее в нем реликтовое существо ласково именуют Несси. В северной Швеции на заполярном озере Торнетраеск очевидцы неоднократно наблюдали громадное существо черного цвета. Много встреч с древними монстрами зафиксировано в Якутии, например, на озере Лабынкыр. Сходные существа замечены и в ряде озер Канады. У коми-пермяков обитающее в болотах зубастое чудовище называется Кыем.

Возможно, что за ящеров принимают реальных обитателей водоемов. По мнению российских ученых, на «роль крокодила» могла бы претендовать осетровая белуга, достигающая 10-15 метров длины и до 1600 кг веса. Однако область распространения белуги ограничивается бассейнами Черного и Каспийского морей, то есть слишком далеко от северных рек.
А самый известный на Севере пресноводный хищник – щука. С «чудским крокодилом» у нее много общих признаков: пасть и глаза, мощная нижняя челюсть, могучий хвост. Но эта хищница не имеет таких чудовищных размеров, как белуга или сом (хотя отдельные экземпляры щук достигают 3-5 метров).
По мнению писателя-зоолога Владимира Динца, в роли змея, известного нашим предкам, могла выступать гигантская (до двух метров в длину) саламандра. Ныне этот вид амфибий обитает только в Китае и Японии, но его ископаемые останки, найденные на территории Германии, относятся даже к средневековью. Правда, на чудских бляшках у ящера четко видна чешуя, а у саламандр кожа голая, да и челюсти у них гораздо короче.


Версия инженера

В старом номере журнала «Техника – молодежи» (№ 7, 1984 год) мне попалась статья киевского инженера-строителя Бориса Макридичева «Чудский ящер – реликт мезозоя?», в которой он, независимо от Рыбакова, также ставил вопрос о зоологическом прототипе крокодила.

«Нижний ярус чудской мифологии представлен всевозможными водоплавающими зверьками, рыбами, змеями, – писал Макридичев. – Главным хозяином нижнего, подземно-подводного мира является некое существо, могущее жить и двигаться одинаково удобно как в воде, так и на суше. «Ящер» – непременный участник многих композиций «шаманской» бронзы. В ряде случаев загадочной рептилии отводится главное место в композиции. Вот как выглядит одно из них, найденное на левом берегу реки Колвы: «животное это представляет нечто среднее между зверем и рыбой, в общем же напоминает собою отчасти большую ящерицу или крокодила. Тело этого чудовища, как и форма его головы, делает его похожим на рыбу, но глаза и ноздри похожи скорее на звериные. Кроме того, нижняя челюсть длиннее верхней, и ей придана форма загнутого вверх рога. Ноги короткие, хвост подобен рыбьему».

По мнению исследователей, эти животные были столь же хорошо известны древним художникам, как лось или медведь. Очень уж детально они изображены. Но кто мог служить моделью древнему художнику? Только сам ящер. Он не был придуман. Да и зачем? В этом не было необходимости, как не нужно было придумывать тех же лосей, медведей, птиц и т.п. Это были живые представители фауны, окружавшей древнего человека.

По версии инженера, в Приуралье встречи человека с исчезавшими гигантскими рептилиями проходили 12-10 тысяч лет до нашей эры, когда тысячеметровая толща ледника медленно отступала на север, оставляя гигантские болота. В них и встретили осваивающие Север люди древних ящеров. «Хотелось бы верить, что отдельные особи динозавров, приспособившись к суровому климату Кайнозойской эры, преодолели этот тяжелейший марафон и встретились с человеком, – пишет Макридичев. – Иначе откуда могли появиться динозавры на чудских бляшках 1 тысячелетия нашей эры?»

Скорее всего, предки финно-угорских народов регулярно встречались с древними ящерами, изображения которых они использовали в качестве украшений и амулетов.

 

Наталия ЕВСТИФЕЕВА.   /11.09.2009/

 

 

 

Наши координаты:

 

Место для встреч:

Корткеросский районный  историко-краеведческий музей       с. Корткерос ул. Первомайская дом. 10.

 

Для писем

168020 Республика Коми село Корткерос ул. Первомайская дом. 10

 

 

 

Ufo-komi.narod.ru

 

Адреса электронной почты:

vlad-kosmopoisk@mail.ru             Ufo-komi@mail.ru

 

Hosted by uCoz