Столица земель сысольских...

В селе Вотча сохранились кости морских ящеров, могилы чуди и предания старины

           

 

На холмистых берегах реки Сысолы раскинулось красивое коми село Вотча. Это село в Сысольском районе - одно из древнейших селений в Коми крае. Но, наверное, только историки знают, что именно с Вотчи начинается описание сысольских волостей 1586 года. Тогда здесь находилась «город Вотча» - крепость, построенная в XV веке для того, чтобы укрывать местный люд от вражеских набегов вятичей. Спустя век нападения прекратились, а городок за ненадобностью пришел в негодность - «29 городен сгнили, перила и кровля обвалялись, и тайник завалился». Любопытно, что на протяжении многих лет Вотча являлась административным центром обширной Сысольской земли (территория современных Сысольского и Сыктывдинского районов). Но из века в век, из года в год население Вотчи сокращалось. В 1916 году здесь было 1995 жителей, в 1970 году - 563, а в 1989 году - в селе жили 367 человек. И так от переписи к переписи Вотча становится малолюднее.

Здесь резвились ящеры

Вотча - это одно из коми сел, где сохранились древние предания, старинная архитектура и даже ...кладбище морских ящеров, обитавших здесь миллионы лет назад. В поисках этого «берега скелетов» Вотчу недавно посетил профессор КГПИ доктор геолого-минералогических наук Борис Мальков. В состав его экспедиции довелось войти и мне. Это уже вторая моя поездка с известным ученым. Почти пять лет назад состоялась экспедиция в село Ыб, на месте которого 170 миллионов лет назад было древнее море, а в нем резвились страшные морские ящеры. Несколько костей ихтиозавров и плезиозавров было обнаружено на берегу Сысолы, где открылся костеносный слой, находившийся под пятидесятиметровой толщей земли. Сам этот слой занимает от 2 до 4 метров. Летом, когда река мелеет, он более доступен. Чтобы найти хоть одну косточку, нужно, стоя по колено в холодной воде, «просеять» сквозь пальцы не один килограмм береговой глины. В принципе можно случайно наткнуться и на целый окаменевший скелет ящера.

На месте нынешней Вотчи так же, как и на месте села Ыб, находилось южное побережье Сысольского моря. На берегу росли высокие субтропические деревья, мощный ствол одного из которых и сейчас можно хорошо разглядеть в береговом обрыве над Сысолой в районе Ыба. На пляж когда-то вылезали погреться ящеры с лебединой шеей - плезиозавры. Сюда же прибой выбрасывал шестиметровые трупы ихтиозавров. Питались ящеры похожими на кальмаров существами - белемнитами. Их окаменевшими останками и сейчас усыпано это место. Здесь же плавали морские предки современных крокодилов, в небе парили птерозавры. Длилась такая «идиллия» около 60 миллионов лет. Возможной причиной массовой гибели сысольских монстров профессор считает падение астероида, врезавшегося в Землю 170 миллионов лет назад, всего в 700 километрах от этого места. 80-километровую воронку нашли под Нижним Новгородом. В момент падения Учеш-Катуньского астероида там было море, и от удара, мощность которого равна «миллионам Хиросим», запросто могли погибнуть все морские ящеры, сметенные на берег гигантской волной. Этим ученые объясняют появление кладбища ящеров.

К сожалению, в эту нашу поездку в Вотчу найти ничего не удалось - уровень воды был еще слишком высоким. Но Борис Андреевич нашел и обозначил место будущих поисков. Поэтому результат у экспедиции был неплохим.

Медвежий угол

Ехать от Сыктывкара до Вотчи около двух часов. Не доезжая до Визинги, нужно свернуть с кировской трассы налево, и там, за поселками Куниб и Первомайский, отрезанная от них рекой, расположена Вотча. Мост, связавший Вотчу с Большой землей, появился три года назад, поэтому цивилизация еще мало «испортила» вид села. Стоило чуть углубиться в лес, как мы наткнулись на следы медведя. Хозяин тайги, как ковер, скатал верхний слой почвы в лесу. Видимо, лакомился какими-то личинками или жуками, обитающими под мхом. Мы прошли все село - от околицы до околицы. Многие дома стоят заброшенные, разрушаются. Хотя есть и крепкие хозяйства. Улицы почти безлюдны, только около магазина на завалинке сидят старушки. Увидев гостей из города, они на всякий случай пожаловались на то, что живут ныне плохо, а брошенные поля зарастают. Старые школьные портфели, висящие на заборе, - местная форма почтовых ящиков. Но в центре села есть и дюжина настоящих почтовых ящиков. Они висят в два ряда около остановки. Над ними самодельный набат. Мы позвонили - никто не пришел.

Храм Стефана Пермского

«Стефан плыл на каменном плоту вверх по Сысоле. Остановился возле села Вотчи. Местное население очень удивилось, увидевши чудо такое. А он сказал, что надо ставить здесь храм, это святое место», - так, по версии местных жителей, в Вотчу прибыл Стефан Пермский. И, действительно, Вотча впервые упоминается в «Вычегодско-Вымской летописи» в 1384 году. Там говорится, что в тот год епископ Стефан Пермский построил храмы «монастырские на Вотче и на Еренском городке, поставил игумены, попы и диаконы в оных». Вероятно, уже тогда Вотча была довольно крупным населенным пунктом и имела важное административное значение на Сысоле, иначе Стефан Пермский не избрал бы ее для строительства монастыря.

В XIX веке в Вотче рядом с местом, где было городище Карыйил, возвели двухэтажную каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1930-х годах она была закрыта и начала разрушаться. Об этом времени сохранилась легенда: «Была в церкви главная икона с ликом Стефана Пермского и рама золотая с драгоценными каменьями. Чтоб это спрятать от «антихристов», раму сняли и закопали, а где - неизвестно. Колокола с церкви были сняты и, чтоб не достались красноармейцам, отвезены и утоплены в болоте».

Еще одно распространенное предание, что от церкви к реке существовал подземный ход. Он связывал городище с церковью. Другие говорят, что подземный ход существовал на городище и выводил к реке. Говорят еще, что в церкви есть подземный третий этаж. Но наши поиски подземелья закончились ничем. Хотя некоторые темные дыры в метровых стенах могли оказаться лестницей вниз. Под куполом храма хорошо сохранилась старинная роспись.

Есть в Вотче и Стефано-Афанасьевский мужской монастырь. Он прославился после того, как весной 1999 года его монахи неожиданно объявили о своем переходе в каноническое подчинение Русской Православной Церкви Зарубежом.

По следам легендарной чуди

Но не только письменные источники указывают на древность села, но и археологические памятники, находящиеся в окрестностях. В 1970 году сыктывкарские археологи проводили разведочные и раскопочные работы в окрестностях села Вотча. Были проверены указанные местными жителями ямы, называемые «чудь гу» (чудские ямы). В ямах ничего не оказалось, но рядом, в бору, были обнаружены следы стоянки древних людей каменного века (кремневые отщепы и кремневая ножевидная пластина).

Кстати, местные старожилы еще помнят легенду о том, что некогда здесь жила чудь. Селилась чудь на местечках Карыйыль и Карчикягйыль, а между обитателями этих поселений шла борьба. Состоялось сражение, и погибшую чудь похоронили в ямах на Карчикягйыле.

«Чудское городище» Гуль-Чунь близ села свидетельствует о том, что люди жили здесь уже в X-XI веках. Городище расположено у деревни Ягдор, на высоком берегу Сысолы. Оно было открыто в 1939 году сотрудником Коми краеведческого музея Петром Степановым. Судя по найденным артефактам, городище относится к XIII-XVI векам.

«Гуль-Чунь» в переводе с коми - «чертов палец». С этим названием связана такая легенда: Бежал Омоль по берегу реки, и вся его орда бежала, и теряли они свои пальцы. Вот и валяются они по берегам рек доныне».

Действительно, место около Гуль-Чуня усыпано «чертовыми пальцами» - белемнитами. Это еще одно доказательство того, что здесь можно обнаружить кости морских ящеров юрского периода.

Род Шаламовых

Оказалось, что с Вотчей связан известный русский прозаик и поэт советского времени, создатель одного из самых известных литературных циклов о советских концентрационных лагерях Варлам Шаламов. Здесь родились и служили священниками его дед Николай и дядя Прокопий Шаламовы.

Как установила краевед Анна Малыхина, дядя писателя, выпускник Вологодской духовной семинарии Прокопий Шаламов, стал служить священником при церкви Рождества Пресвятой Богородицы, заменив своего престарелого отца Николая Шаламова. Похоронен отец Николай в церковной ограде родного храма, где сам избрал он себе место «почивать до общего воскресения».

Жена Прокопия, Мария Рогова, выпускница Устюжского епархиального училища, родом из села Чухлом. Прокопием Шаламовым был составлен труд «Церковно-историческое описание Вотчинского прихода Устьсысольского уезда, Вологодской губернии», который был издан в Усть-Сысольске в 1911 году. В предисловии к этой книге он пишет: «Цель составления настоящей брошюры - дать знать будущим членам приходской церкви и прихожанам о прошедших днях своей приходской церкви и прихода, а также дать краткое пособие для будущего историка православной церкви и русского царства». В 1931 году священник Прокопий Шаламов был репрессирован.

Старший сын Николая Шаламова Тихон после окончания Устьсысольского духовного училища окончил Вологодскую духовную семинарию, служил священником на Кадьяке Алеутской епархии в Америке. В 1904 году вернулся в Вологду и служил священником в Софийском соборе. Здесь у него родился сын Варлам, который стал известным писателем, автором «Колымских рассказов». В своей книге «Четвертая Вологда» Варлам Шаламов пишет и о своих отце и деде. Отец, по словам писателя, «родился в темной устьсысольской глуши», и сын считал его «полузырянином».

Артур Артеев

Газета «Молодежь Севера»

№26 от 26.06.2008г.

 

 

Hosted by uCoz