Дерево любви, священная роща, а может, - учебное лесничество

 

«Считается, что через развилку хвойного дерева проходит дорога лешего. Предполагается, что этот путь можно закрыть с помощью разведенного поблизости от В.П. (вожжа пу) костра…» (Мифология коми, Москва – Сыктывкар, 1999, стр. 110).

 

Это просто дерево с развилкой.

Вожа пу - это понятие официально введено в научный оборот для тех, кто глубоко интересуется истоками коми на­циональной культуры - Энциклопедией уральских мифологий, изданной девять лет назад. Ее создал авторский коллектив под руководством Н. Д. Конакова и науч­ного редактора В.В. Напольских.

Классическим, но далеко не единствен­ным примером вожа пу является так на­зываемое Дерево любви на Катыде - то есть верхней околице Корткероса. И растёт оно на берегу озера Виямвад, а не Корт-ты, как пишет в «Трибуне» уважаемый крае­вед Александр Панюков. Оно широко из­вестно не только в райцентре, но и в Сык­тывкаре, да и за пределами республики. Особенно в дни каникул, массовых отпус­ков к нему едут и идут на поклон учащи­еся, студенты, родители, педагоги да и гости республики. Даже из Прибалтики, Финляндии.

Новое явление: молодая пара учителей средней школы возродила старую, уходя­щую корнями во времена языческие, тра­дицию - зарегистрировавшись в поссове­те, в знак семейного союза они повязали на ветви Дерева любви розовую и голубую ленточки...

Вне всякого сомнения, дерево уникаль­но. Само по себе оно заслуживает защиты. И, естественно, достойно общественной поддержки предложение краеведа Алек­сандра Панюкова отнести Дерево любви к категории одного из чудес республики. Двумя руками голосую «за»! Но вопрос значительно шире.

С чем люди к дереву идут?

С радостью, с просьбами о счастье и удаче, с желанием отдохнуть и напитать­ся доброй биоэнергией.

А порой и с желанием пошалить. Был такой дикий случай. Однажды я пришел к Дереву и ужаснулся: весь ствол сосны метра на три был опутан толстенной - миллиметров под семь - проволокой. С большим трудом я забрался на развилку и освободил сосну от железных пут. Прово­локу унёс в топкие крапивные дебри, где её вряд ли могут найти шалунишки-под­ростки. В другой раз на Дереве появилась сделанная яркой и несмываемой белой эмалью надпись: «Ёрш». Очевидно, это прозвище великовозрастного шутника - заводилы хулиганья. Далеко не сразу за­щитникам природы удалось смыть раство­рителями это клеймо.

Потом поклонники пикников сооруди­ли под деревом стол из толстых плах. В общем-то, он не портит общей картины, и к нему потянулись люди. А поскольку яму для отходов не вырыли, указателя с просьбой убирать в нее мусор не поставили, окрестности Дерева стали захламлять­ся. Не обозначили и место для костра, по­этому в непосредственной близости от Де­рева любви уже несколько кострищ, и не исключено, что не появятся новые.

Рядом мальчишки соорудили ворота, обозначили границы футбольного поля, а ямы для мусора тоже не вырыли, не обо­значили. Естественно, поле тоже захлам­ляется.

Причём выход из этого положения элементарно простой. Начинается пора походов на природу. Мальчишки и дев­чонки - частые гости у Дерева любви. Надо сделать так, чтоб в очередной поход они пришли сюда с лопатами, с досками, с молотками и гвоздиками... Вырыли ямы для мусора у Дерева и футбольного поля, построили несколько скамеек - «всего-то и делов!»

«Вожжа пу» и не только.

Вместе с известными в Корткеросе и в республике друзьями Анатолием Смилингисом, Людмилой Королёвой, Станисла­вом Коюшевым мы исходили окрестнос­ти райцентра, Додзи, Локчима и других населённых пунктов. Причудливые дере­вья - далеко не редкость, скорее - харак­терная черта района. Наибольшее их скоп­ление - вблизи Экологической тропы, схе­ма которой была предложена названным коллективом авторов и напечатана в седь­мом (дополнительном) выпуске «Роднич­ка», и специальном проспекте, изданном Корткеросским отделом охраны природы.

Дерево любви - типичное вожа пу, то есть дерево с развилкой, сращенное памят­ное дерево на спаренном захоронении муж­чины и женщины, происходящих из рода ельников и сосняков. О том, что это имен­но вожа пу, свидетельствует усохший ру­димент обломанного изначального ствола в центре развилки. До сих пор на Руси и в республике бытует традиция сажать на могилках, как правило, в ногах похоронен­ного березки, рябины, можжевельник, си­рень. Сажали издревле, с достефановских времён. А чтоб покойные не возвращались, не тревожили оставшихся родных и близ­ких, вершины заламывали... Оставшиеся ветви тянулись вверх, образовывалась раз­вилка. Вырастало, по сути, дерево-крест, которое становилось родовым табу. Надо обладать большим, как у Кык Саня, то есть Александра Панюкова, воображени­ем, чтобы утверждать, что возчики покой­ных проводили ночь на вожа пу - ныне называемом Дереве любви. По народному преданью, считалось, что в полночь через развилку вожа пу сходит на землю леший. Чтобы от него защититься, жгли костры. Да и смысла не было оставаться на ночь, по сути дела, - на околице Корткероса. По­койников везли в собор Петра и Павла, где их отпевали, а живые просились переночевать к знакомым и близким...

Метрах в сорока от Дерева любви, бли­же к дороге, к старинному Локчимскому тракту, есть курганчик - явное захороне­ние с растущей на нём развилистой сосной и обломанным центральным стволом - тоже вожа пу. А еще метрах в пятидеся­ти ближе к нему - дерево-идол, которому по старой традиции, конечно, поклоня­лись древние. Это сосна с развилкой, с воз­детыми к небу руками, торчащей грудоч­кой, глазами, огромным прорезанным ртом, который кормили, может быть, даже жертвенной кровью.

 

Роща причудливых деревьев.

 

К счастью, не шахты, не нефтепромыс­лы - уникальное достоинство Корткероса, а повсеместно распространенные при­чудливые деревья. На въезде, чуть ниже моста по течению Кия ю, - целующиеся со­сны. На берегу Кия ты - сосна-жираф, ри­туальная береза, которой поклонялись древние, и священная береза о двенадцати - из одного корня - стволах... В центре самого Корткероса, на улице Советской, неподалёку от автобусной остановки, - еще одна священная береза о пяти стволах. Недавно вблизи её новый хозяин участка построил гараж и собирается строить дом. Он обещал сохранить уникальное женское, священное дерево. Уникальная береза, явно пережившая времена Стефана Пермского, шумит зеленой листвой на просторном берегу Лымвы...

Но самое большое скопище причудливых деревьев таится в треугольнике, огра­ниченном рекой Вычегда, старой Локчимской дорогой и колхозной дорогой на до­ильный пункт.

В этом треугольнике радуют глаз де­сятка три - четыре удивительных деревь­ев, каждое из которых является неповто­римым шедевром природы. Они растут вдоль тропы, у которой привлекает к себе внимание межевое дерево - пихто-сосна-ель. А рядом с ним - три округло оплыв­ших ямки - может быть, чудские землян­ки или захоронения... Крутой якобы краевед Александр Панюков иронизирует: «Су­ществует, к примеру, романтическая вер­сия о некоей «Священной роще». В этой роще наши предки якобы поклонялись деревьям и хоронили своих соплеменни­ков». Да, Александр Александрович, су­ществует, и очень жаль, что из упрямства и пренебрежения к мнению коллег-краеведов вы не сочли возможным туда наведаться.

Более того, и роща, и протяженная гривочка с двумя десятками округлых ямок-землянок на ней ждут внимания археоло­гов, хотя бы того же Клима Королёва. И большинство вековых деревьев пока еще не рухнули сами по себе, не срублены а являются редкими памятниками приро­ды. И есть люди - Анатолий Смилингис, Людмила Королева из Центра дополни­тельного образования, руководитель рай­онного отдела охраны природы Станис­лав Коюшев - и я в компании с ними не один раз за лето навещали этот удивитель­ный феномен природы. На уроках «на­турного» природоведения подростки узнают, что каждое такое дерево - уникальный и неповторимый живой организм. Ре­бята придумали конкретные названия многим деревьям Священной рощи.

Каждое дерево несёт память, какое оно: посаженное на могиле мужчины или жен­щины, как Дерево любви, или неподалё­ку от него - на невысоком курганчике. Межевое ли, где сходились границы родо­вых промысловых участков-ельников, сосняков, пихтачей, берёзовиков - так по имени культовых деревьев назывались племена... Или воплощенный в живом де­реве идол племени, которому приносили подаяния, и которого просили об удаче. Он совсем рядышком с футбольным полем - на берегу соседнего озера.

На этой тропе, ставшей экологической, собраны все категории причудливых дере­вьев: поклонные вожа пу, межплеменные пограничные, просто причудливые. К при­меру, сращенная ель-трон КортОйки, Ели-Русалка и вторая - поражённая шаровой молнией, береза - Скамья для двоих. Все­го около четырёх десятков причудливых деревьев знаем мы в окрестностях эколо­гической тропы.

Главный вопрос: как это уникальное чудо сохранить? И самый естественный выход диктуется близостью Корткероса к Сыктывкару.

 

В Сыктывкаре есть лесной институт.

 

Питомцам института, как говорят вра­чи, показана реальная практика в учебном лесхозе. Самая удобная база для него - это особенная территория, обжитая при­чудливыми деревьями.

А эту реальность может обеспечить учебное лесничество, созданное на базе Лесного института и Корткеросского лес­хоза. Для этой цели вполне годится учеб­ных полигон в рамках: река Вычегда, смешанная роща между нею и старой до­рогой на Локчим. Можно оборудовать её хоть балками, хоть более капитальны­ми брусчатыми домами, необходимыми хозяйственными постройками... В них можно совместить и получение практи­ческих навыков, необходимых специа­листам лесной отрасли, и отдыха на при­роде: рыбалка, обустройство экологичес­кой тропы, походы по не затоптанным угодьям Корткеросского района. Глав­ный лесничий района Михаил Ковалёв идеей заинтересовался и вроде бы нашёл понимание у руководства института. Вполне возможно, что именно таким образом реально воплотится в живую охраняемую плоть Священная роща под сердцем Корткероса.

 

Виктор ДЕМИДОВ

Газета «Красное знамя»

№ 84 от 21.05.2008 года.

 

Hosted by uCoz