Дерево
любви, священная роща, а может, - учебное лесничество
«Считается, что через развилку хвойного
дерева проходит дорога лешего. Предполагается, что этот путь можно закрыть с
помощью разведенного поблизости от В.П. (вожжа пу)
костра…» (Мифология коми, Москва – Сыктывкар, 1999, стр. 110).
Это просто дерево
с развилкой.
Вожа пу - это
понятие официально введено в научный оборот
для тех, кто глубоко интересуется
истоками коми национальной культуры - Энциклопедией уральских мифологий, изданной девять лет назад. Ее создал авторский коллектив под
руководством Н. Д. Конакова и научного
редактора В.В. Напольских.
Классическим, но далеко не единственным примером вожа
пу является так называемое Дерево любви на Катыде -
то есть верхней околице Корткероса. И растёт
оно на берегу озера Виямвад, а не Корт-ты,
как пишет в «Трибуне» уважаемый краевед
Александр Панюков. Оно широко известно не только в райцентре, но и в Сыктывкаре, да и за пределами республики. Особенно в дни каникул, массовых отпусков к нему
едут и идут на поклон учащиеся,
студенты, родители, педагоги да и гости республики. Даже из Прибалтики, Финляндии.
Новое явление: молодая пара учителей средней школы возродила старую, уходящую корнями во
времена языческие, традицию
- зарегистрировавшись в поссовете, в знак
семейного союза они повязали на
ветви Дерева любви розовую и голубую ленточки...
Вне всякого сомнения, дерево уникально. Само по себе оно заслуживает
защиты. И,
естественно, достойно общественной поддержки предложение краеведа Александра Панюкова
отнести Дерево любви к категории одного из чудес республики. Двумя руками голосую
«за»! Но вопрос значительно шире.
С чем люди к дереву идут?
С радостью, с просьбами о счастье и удаче, с желанием отдохнуть и напитаться доброй биоэнергией.
А порой
и с желанием пошалить. Был такой дикий случай. Однажды я пришел к Дереву и ужаснулся:
весь ствол сосны метра на три
был опутан толстенной - миллиметров под семь - проволокой. С большим трудом я забрался на развилку и освободил
сосну от железных пут. Проволоку
унёс в топкие крапивные дебри, где её вряд ли могут найти шалунишки-подростки. В другой раз на Дереве появилась сделанная яркой и несмываемой
белой эмалью надпись: «Ёрш».
Очевидно, это прозвище великовозрастного
шутника - заводилы хулиганья. Далеко не
сразу защитникам природы удалось
смыть растворителями это клеймо.
Потом
поклонники пикников соорудили под деревом стол из толстых плах. В общем-то, он не
портит общей картины, и к нему потянулись люди. А поскольку яму для отходов не
вырыли, указателя с просьбой убирать в нее мусор не поставили, окрестности
Дерева стали захламляться. Не обозначили и место для
костра, поэтому в непосредственной близости от Дерева любви уже несколько кострищ, и не
исключено, что не появятся новые.
Рядом мальчишки соорудили ворота, обозначили границы футбольного поля, а ямы для мусора тоже
не вырыли, не обозначили. Естественно, поле тоже захламляется.
Причём выход из
этого положения элементарно простой.
Начинается пора походов на природу. Мальчишки
и девчонки - частые гости у Дерева любви. Надо сделать так, чтоб в очередной поход они пришли сюда с лопатами, с досками, с молотками и гвоздиками... Вырыли ямы для мусора у Дерева и футбольного поля, построили несколько
скамеек - «всего-то и делов!»
«Вожжа пу» и не только.
Вместе с известными в Корткеросе и в республике друзьями Анатолием Смилингисом, Людмилой Королёвой,
Станиславом
Коюшевым мы исходили окрестности райцентра, Додзи, Локчима и других населённых пунктов.
Причудливые деревья - далеко
не редкость, скорее - характерная черта
района. Наибольшее их скопление - вблизи Экологической тропы, схема которой была предложена названным коллективом авторов и напечатана в седьмом (дополнительном) выпуске «Родничка», и
специальном проспекте, изданном Корткеросским отделом
охраны природы.
Дерево
любви - типичное вожа пу,
то есть дерево с развилкой, сращенное памятное дерево на спаренном захоронении мужчины и женщины, происходящих из рода ельников и сосняков. О том, что это именно вожа пу, свидетельствует усохший рудимент обломанного
изначального ствола в центре развилки. До сих пор на Руси и в республике бытует традиция сажать на могилках, как правило, в ногах похороненного березки, рябины, можжевельник, сирень. Сажали издревле, с достефановских времён.
А чтоб покойные не возвращались, не
тревожили оставшихся родных и близких,
вершины заламывали... Оставшиеся ветви
тянулись вверх, образовывалась развилка.
Вырастало, по сути, дерево-крест, которое
становилось родовым табу. Надо обладать
большим, как у Кык Саня, то есть Александра Панюкова, воображением, чтобы утверждать, что возчики покойных
проводили ночь на вожа пу -
ныне называемом Дереве любви. По народному преданью, считалось, что в полночь через развилку вожа пу сходит на землю леший. Чтобы от него защититься, жгли костры. Да и смысла не было оставаться на
ночь, по сути дела, - на околице Корткероса. Покойников везли в собор Петра и Павла, где их отпевали, а живые просились переночевать к знакомым и близким...
Метрах в сорока от Дерева любви, ближе к дороге, к старинному Локчимскому тракту, есть курганчик - явное захоронение с растущей на нём развилистой сосной и
обломанным центральным стволом - тоже вожа пу. А еще метрах в пятидесяти
ближе к нему - дерево-идол, которому по
старой традиции, конечно, поклонялись
древние. Это сосна с развилкой, с воздетыми
к небу руками, торчащей грудочкой, глазами,
огромным прорезанным ртом, который кормили, может быть, даже жертвенной кровью.
Роща причудливых
деревьев.
К счастью, не шахты, не нефтепромыслы - уникальное достоинство Корткероса, а повсеместно распространенные причудливые деревья. На въезде, чуть ниже моста по течению Кия ю, - целующиеся сосны. На берегу Кия ты - сосна-жираф, ритуальная
береза, которой поклонялись древние, и
священная береза о двенадцати - из одного корня - стволах... В центре
самого Корткероса, на улице Советской, неподалёку от автобусной остановки, -
еще одна священная береза о пяти стволах. Недавно вблизи её новый хозяин участка построил
гараж и собирается строить дом. Он обещал
сохранить уникальное женское,
священное дерево. Уникальная береза, явно пережившая времена Стефана Пермского, шумит зеленой листвой на просторном берегу Лымвы...
Но самое большое скопище причудливых деревьев таится в треугольнике, ограниченном рекой Вычегда, старой Локчимской дорогой и колхозной дорогой на доильный пункт.
В этом треугольнике радуют глаз десятка три - четыре удивительных деревьев, каждое из которых является неповторимым шедевром природы. Они растут вдоль тропы, у которой привлекает к себе внимание межевое дерево
- пихто-сосна-ель. А рядом с ним - три округло оплывших
ямки - может быть, чудские землянки или
захоронения... Крутой якобы краевед Александр Панюков иронизирует: «Существует, к примеру, романтическая версия
о некоей «Священной роще». В этой роще наши
предки якобы поклонялись деревьям и
хоронили своих соплеменников». Да, Александр Александрович, существует, и очень жаль, что из упрямства и пренебрежения к мнению коллег-краеведов вы не сочли возможным туда наведаться.
Более того, и роща, и протяженная гривочка с двумя десятками округлых ямок-землянок на ней ждут
внимания археологов, хотя бы того же Клима Королёва. И большинство вековых деревьев пока еще
не
рухнули сами по себе, не срублены а являются редкими
памятниками природы. И есть
люди - Анатолий Смилингис, Людмила Королева из Центра дополнительного образования, руководитель районного отдела охраны природы Станислав Коюшев
- и я в компании с ними не один раз за лето
навещали этот удивительный феномен
природы. На уроках «натурного»
природоведения подростки узнают, что каждое такое дерево - уникальный и неповторимый живой организм. Ребята придумали конкретные названия многим деревьям Священной рощи.
Каждое дерево несёт память, какое оно: посаженное на могиле мужчины или женщины, как Дерево
любви, или неподалёку от
него - на невысоком курганчике.
Межевое ли, где сходились границы родовых промысловых участков-ельников, сосняков,
пихтачей, берёзовиков - так по имени
культовых деревьев назывались племена...
Или воплощенный в живом дереве идол
племени, которому приносили подаяния,
и которого просили об удаче. Он
совсем рядышком с футбольным полем - на берегу соседнего озера.
На этой тропе, ставшей экологической, собраны все категории причудливых деревьев: поклонные вожа пу, межплеменные пограничные, просто
причудливые. К примеру, сращенная ель-трон КортОйки, Ели-Русалка и вторая - поражённая шаровой молнией,
береза - Скамья для двоих. Всего около четырёх
десятков причудливых деревьев знаем
мы в окрестностях экологической
тропы.
Главный вопрос: как это уникальное чудо сохранить? И самый естественный выход диктуется
близостью Корткероса к Сыктывкару.
В Сыктывкаре есть лесной институт.
Питомцам института, как говорят врачи, показана реальная практика в учебном лесхозе. Самая
удобная база для него - это
особенная территория, обжитая причудливыми
деревьями.
А эту реальность может обеспечить учебное лесничество, созданное на базе Лесного института и Корткеросского
лесхоза.
Для этой цели вполне годится учебных полигон в рамках: река Вычегда, смешанная
роща между нею и старой дорогой на Локчим. Можно оборудовать её хоть балками, хоть более капитальными брусчатыми домами, необходимыми хозяйственными
постройками... В них можно совместить и
получение практических навыков,
необходимых специалистам лесной
отрасли, и отдыха на природе:
рыбалка, обустройство экологической
тропы, походы по не затоптанным угодьям
Корткеросского района. Главный
лесничий района Михаил Ковалёв идеей
заинтересовался и вроде бы нашёл понимание
у руководства института. Вполне
возможно, что именно таким образом
реально воплотится в живую охраняемую
плоть Священная роща под сердцем
Корткероса.
Виктор
ДЕМИДОВ
Газета
«Красное знамя»
№
84 от 21.05.2008 года.