Пресса

 

 

 

 

  24.12.2009 20:30

 

Северный ветер. Войпель почитался у коми как главный покровитель человеческого рода

 

 

севера... Все услышали голос большого Бога и пришли по зову Его к мрачной вершине С приближением Нового года нас все больше начинает интересовать волшебное и загадочное. Мы вспоминаем старые обычаи, наряжаем елки, покупаем подарки. И, конечно, всем интересен центральный персонаж праздника – Дед Мороз. Мы представляем его добрым старичком, другом детей и лесных животных. Однако он стал таким не сразу. Добрый дедушка произошел от славянского божества, повелителя зимнего холода. Звали его Морозко, Трескун или Студенец. И характер он имел совершенно иной.

 

Гора Тельпосиз (национальный парк «Югыд ва») и сегодня – один из редко посещаемых туристами районов Северного Урала.


Злой и добрый хозяева

Первоначально Дед Мороз был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Куда больше на привычного Деда Мороза похож другой повелитель северного ветра, божество коми – Войпель.

Еще в XVI веке он был главным божеством у коми-пермяков. Об этом свидетельствует послание митрополита Симона в Пермь в 1501 году, в котором содержится призыв не молиться Войпелю-болвану и не творить ему тризн. Популярность божества объяснялась его могуществом и благосклонностью к людям. В одной из легенд, пересказанных известным собирателем легенд и преданий коми, автором «Биармии» Каллистратом Жаковым, рассказывается о том, как тяжко пришлось людям и всей живой природе, когда окаменело сердце Войпеля. Оскудела тайга, пересохли реки, ушел лесной зверь, уплыла речная рыба. Великий бог Ен, отец Войпеля, послал тогда белого лебедя, чтобы тот добыл чудесной живой воды и принес ее сыну. Далеко пришлось лететь птице: на самую вершину горы Тельпосиз (гнездо ветров). Там обитал Войпель. Живая вода исцелила душу бога, оттаяло его сердце. Тогда Войпель исцелил природу, вернул ей былое могущество и силу. С тех пор бог постоянно заботился о северной земле и людях, живущих на ней. Поэтому Войпель и почитался у коми как главный покровитель человеческого рода.

Жилище бога

Однако не всегда рассказы о божестве характеризуют его с положительной стороны. Характер Войпеля связывают с местом его обитания на Северном Урале. Район, где расположено «гнездо ветров», известен плохой погодой: с вершины горы часто дуют ветры, несущие облака, дождь или снег. По поверью местных жителей, бог пурги и северного ветра не любит шума и не позволяет людям врываться в свое жилище. В древности мимо этой горы пролегал Зырянский торговый путь, по которому зыряне ездили к остякам-манси за Уральский хребет – «Великий Каменный Пояс», или «Камень». Проходя или проплывая мимо Тельпосиза, коми старались не шуметь. Считалось, что даже самый слабый звук может вызвать страшную бурю. Говорили: «Если Войпель услышит шум, то поднимется страшный ветер, снег, и люди должны погибнуть или же превратиться в камень». Упоминание о легендах, связанных с Тельпосизом, можно найти у коми писателя Каллистрата Жакова: «Великий Ен сел на вершину Тельпосиз в Каменном поясе и дал голос всем прочим богам холодного, величавого Уральских гор... Первым подсел к нему страшный Войпелъ, бог северных ветров, крутящих снег зимою и листья осенью в дремучих борах и в сумрачных ложбинах...»

Имя бога

Если с этимологией имени Деда Мороза все ясно даже детям,то происхождение имени «Войпель» до сих пор вызывает множество вопросов. Обычно исследователи полагают, что в русской записи этот термин был искажен. Его буквальный перевод – «северное ухо» или же «ночное ухо» – вряд ли мог быть наименованием какого-либо божества. Наиболее распространённой версией его прочтения стало войтöл «северный ветер». В коми-зырянском языке «пöль» или «пöльö» сохранило значение «дед, дедушка (отец отца)». «Вöрпöль» или «вöрпöльö» (лесной дед) называли лесного духа-хозяина. А у коми-пермяков ещё в начале ХIХ века существовало утраченное в современном языке слово айпэл в значении «мужчина». Если предположить замену в русской записи ö на е, то получается «Войпöль» (владыка Севера).

Впрочем, не исключено, что никакого искажения в написании не было. У коми-зырян на Верхней Вычегде словосочетание «вой пель» «ночное ухо» и сейчас употребляется в отношении людей с особо острым слухом. А значит, Войпель может означать «всеслышащий, всеведущий».

К Войпелю обращались с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов. Его изображение находилось на священном месте на вершине холма. Оно стояло под могучей берёзой в окружении других богов, среди которых идол Войпеля был самым высоким. Около него стоял котёл для жертвоприношений, в который складывали принесённые в жертву меха и выменянное на них у соседних народов серебро. Со всех сторон идол был обложен камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и речушек, где жили люди.

Сегодня мы относимся к великим языческим богам как к чему-то оставшемуся в далеком прошлом. Однако под Новый год мы по-прежнему загадываем желания и просим о чем-то лучшем для себя и своих родных, надеемся на то, что какая-то неведомая сила сохранит нас от болезней, бед и несчастий и принесет в наш дом изобилие, а в нашу душу – мир и радость.

 

Автор: Ольга Пешкова

 

 

Наши координаты:

 

Место для встреч:

Корткеросский районный  историко-краеведческий музей       с. Корткерос ул. Первомайская дом. 10.

 

Для писем

168020 Республика Коми село Корткерос ул. Первомайская дом. 10

 

 

 

Ufo-komi.narod.ru

 

Адреса электронной почты:

vlad-kosmopoisk@mail.ru             Ufo-komi@mail.ru

 

Hosted by uCoz