Здесь крысы не живут

«Вишерский феномен» хранит свою тайну

Известно, что крыса - одно из самых живучих существ на Земле. Когда люди познакомились с крысами, сказать трудно. Кажется, они были рядом с человеком всегда. В Европе обитала черная крыса, в Средней Азии - туркестанская. С первой половины XVIII века в европейских городах стали появляться крупные серо-бурые крысы. Дерзкие, хитрые, пронырливые пришельцы вытесняли или даже просто убивали черных аборигенов и стремительно размножались, захватывая территорию за территорией. Это был пасюк, или, по научному, rattus norvegicus - «крыса норвежская». Он вытеснил черную крысу и сейчас является главным городским и деревенским хищником. Но, вне зависимости от названий и видов, крысы съедали и портили человеческие запасы, разносили болезни, поддерживали жизнь армии блох. Никто, конечно, рад им не был, но все же люди относились к их присутствию, как к привычному злу. Крысы всеядны и вездесущи. В Европе, в том числе и на Севере, крысы обитают практически везде, где живут люди.

С травником в Троицк

Но есть несколько «островков», где крысы по какой-то неизвестной причине жить не могут. Некоторые из таких мест находятся в Республике Коми: в Корткеросском, Троицко-Печорском и Вуктыльском районах. Самая известная «антикрысиная» зона расположена в районе реки Вишеры и ее притока Нившеры (Корткеросский район). По названию реки ее называют «вишерским феноменом». В минувшие выходные с целью знакомства с аномальной зоной в районе побывала экспедиция сыктывкарского отделения научно-исследовательского объединения «Космопоиск».

Нашим проводником в мир «вишерского феномена» стал известный целитель-травник из деревни Троицк Василий Степанович Габов («МС», №17 с.г.). Напомним, что он стал известен всей стране после того, как побывал в Москве, где выступил в популярной телепередаче «Малахов+». Оригинальные рецепты Габова произвели сильное впечатление и на зрителей, и на самого Геннадия Малахова. С мая по октябрь Габов живет на «малой» родине, в деревне, а зимой перебирается в свою сыктывкарскую квартиру. В Троицке целитель собирает и сушит травы, заготавливает лечебную глину, гонит деготь из березовой коры. Мы побывали в его деревенском доме на берегу Вишеры.

Троицк, по-коми он называется Типö сикт, находится вдали от больших дорог, в глубинке Корткеросского района. В деревне проживают две сотни человек и стоит около сотни домов.

Удивительно, что здесь даже проходит свой ...конкурс красоты. Как рассказал Василий Габов, в последний раз его проводили 14 июня, в праздник Святой Троицы. Во время ежегодного праздника и состоялся районный конкурс «Мича Райда». В конкурсе участвовали пять девушек из разных сел района. Участницы конкурса рассказали о себе, показали свои умения и навыки, продемонстрировали коми обряды. Все девушки выступали в национальных костюмах. Сарафан одной из участниц сшила прапрабабушка 120 лет назад, когда выходила замуж. Каждой девушке были присуждены номинация и приз, а самой красивой девушкой района признали Анастасию Ветошкину из села Богородск.

Амбары, пасы, прялки

Уже пять лет подряд в деревню с экспедициями ездят известные корткеросские краеведы Людмила Королева и Анатолий Смилингис. Как рассказала нам Людмила Николаевна, в первый раз они приехали сюда за сбором прялочных знаков и родовых пасов. На троицких прялочных лопастях древние солярные знаки соседствовали с пятиконечной звездой, серпом и молотом. Оказалось, что многие жители деревни помнят и свои родовые знаки-пасы. Всего здесь собрано около полусотни древних пасов. Удивило краеведов еще и то, что в деревне на сто домов приходится более семидесяти старинных амбаров! Это при том, что в том же Корткеросе не осталось ни одного амбара. Амбар - одно из самых архаичных строений на Севере. В Троицке некоторые из них напоминают избушки на курьих ножках. Они стоят на высоких подставках, чтобы мыши не смогли добраться до запасов. Пройдя по деревенским улицам, мы убедились, что крепкие амбарчики стоят почти у каждого дома. Их количество и разнообразие просто поражает.

При въезде в Троицк Василий Степанович попросил остановиться у деревенского погоста. Там нас ждало сразу несколько открытий. Во-первых, поразили пятна на земле. Трава на некоторых участках резко отличалась от окружающей растительности. Причина этого осталась непонятной. Второе, что удивило, - подгнившие, упавшие, да и просто старые кресты родственники почивших никуда не выбрасывают, оставляя догнивать рядом с могилой как «имущество» покойных. Изумило и то, что на нескольких могилах стояло сразу по два креста с одним именем. И в-третьих, на многих крестах имена умерших жителей Троицка были написаны по- коми. Например, Ёгор Прокö (по-русски это Прокопий Егорович), Прокö Наталь (Наталья Прокопьевна) и т.д. Такого не приходилось встречать ни в одной коми глубинке. Фамилии на крестах не указаны. Впрочем, почти все жители деревни – Габовы. Кстати, из Троицка родом и Сергей Иванович Габов - председатель межрегионального общественного движения «Коми войтыр». В деревне живут его родители - Иван Михайлович и Анна Александровна.

Из исследования Людмилы Королевой мы узнали, что в Троицке до сегодняшнего дня вяжут шерстяные узоры, уходящие корнями в прапермскую старину. Расшифровывая, галочки, крыши, кресты и ромбы на вязаных носках, Людмила Николаевна убедилась в том, что они идентичны с узорами на древних мансийских идолах и с удмуртским народным орнаментом. В Троицке сохранились и старинные названия многих узоров на коми языке. Все они пришли из той поры, когда каждый знак обозначал магический символ.

«Антикрысиная» зона

Мы хотели взять в поездку крысу или хомячка, чтобы провести эксперимент, но решили не рисковать жизнью ни в чем не повинного грызуна. И правильно сделали. Как рассказал нам Василий Степанович, несколько лет назад его внучка привезла летом в Троицк морскую свинку, но уже к вечеру следующего дня зверек, вроде бы не имеющий никакого отношения к крысам, умер. А когда привозили декоративных крыс, то они умерли на третий день.

В зону «вишерского феномена» попадает не только Троицк, но и соседние села и деревни: Большелуг, Выльыб, Зулэб, Сюзяыб, Богородск, Пасвомын, Нившера и др.

Василий Степанович вспомнил еще такой удивительный факт. Как рассказывала его тетя, во время войны и до войны большую часть груза в район Вишеры завозили на баржах. Так крысы еще в Сыктывкаре в панике покидали те баржи, что направлялись на Вишеру. Уму непостижимо, как они могли догадаться о пункте назначения груза. И все, кто плавали по реке на катерах, лодках, баржах, утверждают, что когда до Большелуга остается километров 12-15, крысы напротив местечка Нам-Вомын спрыгивают с судов в воду. Как-то одна крыса «зазевалась» и добралась до Богородска. Она выскочила на берег, немного пробежала и тут же сдохла. Точно такие же истории про крыс рассказывают жители села Усть-Илыч в Троицко-Печорском районе. Туда «вход» крысам тоже запрещен испокон веков.

Наука пока не ответила, в чем причина «вишерского феномена». Но существует несколько народных версий. Часть вишерцев уверена, что крыс отпугивает растущий в здешних местах обыкновенный пион (Paeonia) или его корни. Но тот же пион растет и в других местах республики, где крысы чувствуют себя вполне «как дома».

Другая версия – крысы боятся местной земли. Поэтому землю из Вишеры берут жители всего района, везут к себе и рассыпают вокруг домов и хозяйственных построек. Говорят, что после этого грызунов становится меньше.

Местом на Вишере, выше которого крысы не водятся, Василий Степанович назвал урочище Гöрд чой (Красная гора). Глина здесь красного цвета. Местные жители уверены, что в этой глине много киновари – минерала с примесью ртутной руды. Это может отпугивать крыс. По другой «почвенной» версии, крыс отпугивает то, что в окрестностях Троицка и соседних селах полностью отсутствует йод в воде и почве. Но никто из ученых эти версии не проверял.

Еще одна версия - радиация. Но, как мы лично убедились при помощи счетчика Гейгера, уровень радиации в районе вдвое ниже сыктывкарского.

Проклятие колдуна

Рассуждая о феномене родных мест, Василий Степанович вспомнил легенду о местном колдуне Тювö. По преданию, тот обладал могучим колдовским даром. Ему подчинялась водная стихия. Так, находясь во главе охотничьей артели, Тювö, чтобы преодолеть волок, заставил дождь идти две недели. Река вышла из берегов, и по большой воде его артель легко перебралось через волок. Находясь под водой и не выходя на поверхность, Тювö умел передвигаться на большие расстояния, путешествуя из одного селения в другое. Обладал он и таким уникальным даром, как способность к телепортации. Как-то его артель припозднилась в лесу почти до Рождества, и все охотники заскучали по дому. Тювö заметил это и сказал, что пора домой, но нужно поспать в избушке еще одну ночь. Охотники легли спать, а утром все они проснулись в деревне, в доме у Тювö. Там же находились все их снаряжение и добыча. Выяснилось, что каждому из охотников этой ночью снился одинаковый сон: будто он вылетел из промысловой избушки, влетел через среднее окно в дом Тювö и лег спать на печи. У конкурирующих артелей Тювö мог «украсть дорогу», из-за чего большая группа охотников все время возвращалась на то место, откуда они начали путь. Помимо этого, Тювö приписывается дар предвидения. Он, как Нострадамус, предсказал появление многих современных технических достижений: железных коней (тракторов), птиц (самолетов) и железной паутины (линий электропередач).

Но, главное, - Тювö приписывают отсутствие крыс на Вишере и Нившере. По легенде, это произошло так. Однажды Тювö возвращался домой в Богородск из Сторожевска. Пройдя несколько километров вверх по реке, колдун притомился и сел перекусить. Но в котомке оказались лишь хлебные крошки - крысы съели весь хлеб. Прогневавшись на них, колдун наложил проклятие и сказал: «Больше сюда не ходите». С тех пор крысы не могут пересечь эту, не заметную для других, границу.

Крысы доставляют массу проблем человечеству, и до сих не придумано единственно верного средства от вездесущих грызунов. Поэтому разгадка тайны «вишерского феномена» сможет принести немало пользы всему человечеству и горя сообществу ...крысиному.

Артур Артеев

Газета «Молодежь Севера»

№29 от 17.07.2008 г.

 

 

Hosted by uCoz