Пресса

 

 

 

 

 

Веник и злодейство несовместимы.

Корткеросская знахарка владеет тайнами «банной» магии
«Трибуна» продолжает серию публикаций о народных целителях, практикующих нетрадиционные методы лечения. Сегодня мы расскажем о подтыбокской знахарке Марии Богомоловой – удивительной женщине, о которой в Корткеросском районе давно уже ходят легенды.

Острый нож и вода

Найти в лесном поселке дом Марии Ефимовны большого труда мне, конечно, не составило. Ее хорошо знают не только в Подтыбке, но и далеко за его пределами. Лечиться к Богомоловой приезжают со всей республики.
Микстур и таблеток в доме она не держит – без надобности. Вся ее «аптечка» – острый нож да колодезная вода. По сути, Богомолова лечит заговорами. Бывает, правда, что и травы использует. Но все-таки главное ее оружие в борьбе с хворями – это слово.
Мария Ефимовна «заговаривает» своих пациентов в несколько этапов: три, семь или девять дней подряд. В трудных случаях – и целый месяц. Самый удачный период лечения, говорит она, это когда луна «убывает». Но если человек нуждается в «экстренном» вмешательстве, то знахарка берется за работу в любой день, вне зависимости от фазы луны.
Как-то к Богомоловой привезли молодую женщину. Врачи уже отказались лечить ее. Никакие лекарства не помогали. Женщина чахла прямо на глазах. У ее родственников осталась последняя надежда – прибегнуть к нетрадиционным методам.
– Она была так слаба, что мне пришлось повозиться. Каждый день топила баню, парила, читала заговоры. И так целый месяц, – рассказывает подтыбокская целительница. И тут же строгим тоном врача добавляет: – Лечение так бы не затянулось, если б больная обратилась раньше. Порчу в больнице не лечат!
При порче любое промедление опасно, убеждена Мария Богомолова. Сильный сглаз нужно снимать немедленно, иначе «пациента» не спасти.

Пропарить и повесить

В последние годы по республике прокатилась волна самоубийств. Причем среди тех, кто сводит счеты с жизнью, немало совсем еще молодых людей. Мария Богомолова самоубийц жалеет и говорит, что любого из них можно спасти, если вовремя вмешаться, «выбить дурь из башки». И даже объяснила, как это делается.
Обряд проводится в бане. Надо хорошенечко пропарить больного, чтобы «вся дурь из него вышла». Затем взять его нательное белье, а также использованный веник и сделать из них чучело.
Потом «пациента» надо... повесить. Вернее, его «двойника» – чучело, в котором, по утверждению знахарки, и останутся все душевные болезни.

От сглаза – в глаз

Впрочем, и большинство других обрядов, связанных с заговорами, тоже лучше всего проводить в бане. Баня сама по себе является мистическим местом, границей между двумя мирами. Именно здесь, по словам Марии Ефимовны, и следует разрушать чужие чары, снимать сглаз.
Основные атрибуты «банной» магии – веник и тазик с водой. А сам обряд требует специальной растопки: определенное количество поленьев, вода, взятая из трех колодцев, и т.д. Если все правильно сделано, то в прозрачной воде знахарь способен увидеть абсолютно все.
– А как происходит это гадание? – спрашиваю бабушку.
– Я гадать не умею. Это вовсе не гадание, – говорит знахарка. – Да ты и не поймешь.
– Просто я слышала, что в тазик с водой надо бросать разноцветные камушки. И бросать по очереди. При каком камушке вода пойдет пузырями, тот и «порчу навел». Так? – не отстаю от нее я.
– Я же сказала, что это не гадание! – рассердилась знахарка. – Но действительно, есть такой способ узнать того, кто на тебя порчу навел – белобрысый, темный или рыжий. А там, гляди, и лицо на воде покажется...
Когда покажется образ человека, надо ударить по воде кулаком. Тем самым избавиться от обидчика. Бывали случаи, что на следующий день после такого «банного» обряда, обидчик сам оказывался между жизнью и смертью. Это своеобразный поединок между колдунами. Кстати, таким же способом можно распознать и вора.

Битва колдунов

В коми эпосе есть немало сюжетов о том, как состязаются колдуны. Но ничего общего с поединками, которые показывают в популярной ТВ-передаче «Битва экстрасенсов», подобные сражения не имеют. Тут все «по-взрослому» – это настоящая битва колдунов, что идет не на жизнь, а на смерть.
Есть множество собранных фольклористами рассказов о противостоянии колдунов. Обычно сюжет таков. К знахарке обращается больная. И чтобы выведать, кто же все-таки навел порчу, целитель совершает именно тот обряд в бане, о котором рассказывала Мария Ефимовна. Высмотрев в тазике с водой лицо «черного» мага, его оппонент начинал действовать.
Первое, что должен сделать целитель, это ослабить противника – ударить по воде кулаком или полоснуть по ней ножом. И только после этого молитвами, заговорами знахарка начинает ставить больного на ноги. Увы, эта процедура опасна и для самого целителя. Если колдун сильный, может пострадать и знахарь.
Между знахарем и колдуном поединок мог начаться и без «третьего лица». По преданиям, колдуны превращались в животных или птиц и пробирались в дом знахаря, чтобы навести на него порчу. Обычно это происходило в страстной четверг или в ночь на Ивана Купалу.
В коми фольклоре существует множество рассказов о том, как знахари обнаруживали дома необычную гостью. Например, сороку. Эту сороку надо было непременно поймать. Но не голыми руками, а с помощью веника или рукавиц. А поймав, обязательно переломать ей лапы, крылья и через левое плечо выбросить на улицу. Считалось, что с колдуном после этого обязательно случится беда – он переломает себе руки и ноги.

Зуб не даю!

Способности колдуна, по народным представлениям коми, складываются из двух составляющих – силы и знания. Магическая сила передается человеку по наследству при рождении. Но обладание врожденной силой не означает, что человек может на практике применять свой дар. Он должен получить еще и некое сокровенное знание, передаваемое наставником после соответствующего посвящения. Это называют «вторым рождением».
– Слышала, будто сельские колдуны, чтобы получить магическую силу, обязаны были дать особую клятву на перекрестке дорог, на кладбище и в бане. А как вы получили свой дар? – спрашиваю у Марии Ефимовны.
– Никакой передачи не было. Просто могу, и все, – говорит она.
Спрашивать, наверное, мне и не стоило – знахари своих тайн не выдают, тем более чужакам. Впрочем, мне все же удалось выяснить: никто, кроме Марии Ефимовны, в семье знахарскими способностями не обладал. Этот необычный дар передала ей жительница села Руч Усть-Куломского района Сандра баб. Богомолова, впрочем, и сама не отрицает, что знакомство с этой женщиной во многом определило ее судьбу.
Видимо, у усть-куломской знахарки не было последователей в роду, которые могли бы владеть ее необычной силой. Поэтому свои знания она передала постороннему человеку.
При выборе ученика врачеватели старались учитывать личные качества и способности человека. Считалось, что человек с жестким сердцем может эффективно противостоять темным силам, а вот от слабохарактерных толку
нет.
– Хоть я и стара, могу за себя и близких постоять, – говорит Мария Богомолова. – Сандра баб меня предупредила, что сила знахаря в зубах. Мол, если зубы будешь выдергивать, в больнице не оставляй, с собой бери. Я так и поступала, и теперь для дела у меня три зуба есть. Когда надо читать заговор, я их в рот кладу...

Встреча на лесоповале

Мария Богомолова познакомилась с Сандрой баб на лесоповале. К тому времени жизнь у Марии Ефимовны складывалась непросто. Горя ей пришлось хлебнуть полной ложкой. С восьми лет она работала в колхозе. А потом отец отвел ее на лесозаготовки. Пятнадцатилетняя девчушка пилила лес лучковой пилой, скатывала в реку бревна.
Родилась она в Троицке Корткеросского района, а в Подтыбок попала не по своей воле. На лесозаготовках было много ссыльных. Бывших уголовников боялось даже местное начальство. Начальники опасались к ним даже в барак заглядывать. Но ведь на работу-то их все равно надо было отправлять. И по утрам будить ссыльных посылали... хрупкую девочку Машу.
– Страшно было, – рассказывает Мария Богомолова. – Немножко приоткрою дверь и крикну: «Подъем!». Если кто отзовется, ухожу. Вот один уголовник тогда и привязался ко мне. Я от него пряталась, но он все равно за мной ходил. Всю кровь у меня выпил...
Однажды этот мужик выкрал Марию и пять дней держал взаперти. А потом отвез в Подтыбок. Припугнул: мол, убежишь, все равно найду. Помощи ждать было не от кого. Так Мария и примирилась со своей участью. Вскоре у Богомоловых родился ребенок, потом еще четверо. А с маленькими детьми на руках куда убежишь?
Вскоре муж совсем взбесился. Каждый день пил, избивал Марию. Доставалось и детям. А однажды чуть топором не зарубил, еле сумела спастись.
От такой тяжкой жизни ее дети часто болели, врачи оказались бессильны. И вот тогда, узнав про беду Марии, усть-куломская целительница и помогла ей вылечить детей. После этого Сандра баб, видимо, и передала Богомоловой свой уникальный дар.
Екатерина МАКАРОВА.

12.07.2009

 

Народная газета «Трибуна»

от12.07.2009 года.

 

 

 

Наши координаты:

 

Место для встреч:

Корткеросский районный  историко-краеведческий музей       с. Корткерос ул. Первомайская дом. 10.

 

Для писем

168020 Республика Коми село Корткерос ул. Первомайская дом. 10

 

 

 

Ufo-komi.narod.ru

 

Адреса электронной почты:

vlad-kosmopoisk@mail.ru             Ufo-komi@mail.ru

 

Hosted by uCoz