Унесенные ветром
В Удорском районе исчезают местные жители.
Любая история о том, что человека на несколько дней или недель
похитили инопланетяне, а потом, покатав на своей тарелке, вернули на
место, давно уже относится к разряду обыденных. Чаще всего никаких
реальных доказательств, кроме свидетельства самого похищенного, ученым
обнаружить не удается. А что можно сказать про случаи таинственных
исчезновений, которые происходят с постоянной регулярностью в одном и
том же месте? Причем люди «улетают» зачастую на глазах многих
очевидцев.
Случается это в удорских деревнях, расположенных по глухой таежной
речушке Вашке, – Коптюге, Чупрово, Муфтюге и других. Места здесь имеют
прямое отношение к космосу – неподалеку от Вашки расположен космодром
«Плесецкий». И местные леса буквально замусорены космическими обломками
– раньше ступени ракет падали на головы вашкинцев с регулярностью
сезонных осадков. Хватских вашкинских мужиков, пожалуй, можно отнести к
пионерам космической конверсии: из падающих с неба обломков они еще
десяток лет назад приспособились делать сараи, крыть космическим
металлом крыши и так далее.
Но исчезновения людей на Вашке вряд ли каким-то образом связаны с
космосом, поскольку это явление, носящее название «шувгей», что значит
«вихрь, похищающий людей», зафиксировано задолго до того, как в
Плесецке появился космодром.
Один из тех, кто описал многочисленные случаи шувгея, – ученый,
этнограф и журналист Павел ЛИМЕРОВ.
– Павел Федорович, как вы познакомились с шувгеем?
– Я сам родом с Вашки. Правда, уехал оттуда в достаточно юном возрасте.
Уже позднее, во время экспедиций в Коптюгу, Муфтюгу, Чупрово, услышал о
шувгее. Начал интересоваться, записывать истории, встречаться с людьми,
которые были либо очевидцами событий, либо непосредственными
участниками.
– Это явление имеет какую-то материальную основу?
– Безусловно. Человек исчезает из поля зрения остальных людей. Иногда
на длительное время. В селе Чупрово многие помнят историю, случившуюся
с их односельчанином Прокеем Мишем. Однажды он вышел от матери и
бросился бежать, делая по земле огромные прыжки. Все попытки братьев
Прокея Миша догнать его оказались тщетными – подбежав к реке, мужик
переплыл ее и исчез в лесу. Обнаружили его лишь через две недели рядом
с деревней Муфтюга, полностью раздетого, искусанного комарами дочерна.
Сам он помнил лишь то, что шувгей явился ему в виде хоровода девушек,
которые взяли его под руки и повели к реке. Как считает Прокей Миш, он
вырвался из рук девушек и убежал от них, переплыв Вашку. Из своих
двухнедельных скитаний он ничего не смог запомнить.
Случаются истории еще более мистические. В деревне Коптюга как-то утром
исчез четырехлетний мальчик. Семидневные поиски его результатов не
дали, а появился он сам, внезапно, к концу седьмого дня около дома. На
все вопросы ребенок отвечал, что крестный (уже покойный к тому моменту)
катал его на лошади.
Случаи с детьми наиболее загадочные. В той же Коптюге старожилы помнят
историю с пятилетней девочкой, которая исчезла во время сна. Через двое
суток ее обнаружили спящей в той же постели. Исчезновение девочки все
местные жители связывают с воздействием шувгея.
– Одна из жительниц Удорского района рассказала мне историю, которая
произошла в 1975 году. Лето было засушливое, и в отдаленной деревне
Пучкома случился страшный пожар, уничтоживший множество домов. А в это
время в Коптюге пропал человек, его унес шувгей. Когда он вернулся, то
первым делом рассказал, что в лесу вокруг Пучкомы народ заготавливает
лес для строительства домов. И видел он это сверху, летая над землей.
– Я сталкивался с подобными историями. Человек, которого уносит шувгей,
становится невидимым для остальных, но сам не перестает видеть
окружающее. Часто предполагается, что похищенные шувгеем передвигаются
в вихре над верхушками деревьев, невидимые для остальных людей.
Похищенный шувгеем оказывается как бы в ином, пространственно-временном
континиуме, становится невидимкой и испытывает непонятное оцепенение.
Похищенный находится недалеко от села, видит ищущих его людей, но
окликнуть их, выйти к ним не может.
– Можно ли все это объяснить с научной точки зрения?
– Лично я занимался проблемой как ученый-этнограф. Меня интересовало
объяснение этого феномена, прежде всего, с точки зрения местных
верований и представлений.
Если касаться этой стороны вопроса, то шувгей в представлении удорских
коми – это особый мифический персонаж, соответствующий вихрю,
похищающему людей. Это некая множественность, сонм нечистой силы. Она
воздействует на человека по многим причинам: если он, например,
нарушает запрет на работу в праздничные дни или другие запреты. И
сегодня некоторые жители сел и деревень на Вашке носят специальные
обереги от шувгея. Чаще всего это шелковая нить и так называемый «еджыд
из» – кристаллики сулемы, которые носят в специальном мешочке на груди,
рядом с нательным крестиком. Шелковую же нить повязывают вокруг талии
под пояс.
Мужчины-охотники в качестве оберега против шувгея используют топор. Его
кладут на ночь на порог или под полати. Топором крестят любое
предполагаемое явление нечистой силы, а также перерубают им
крест-накрест след унесенного шувгеем человека.
Когда в вашкинской деревне пропадает человек (а в этом случае
однозначно считается, что виноват шувгей), его стараются отмолить. Для
этого женщины во главе с наставницей (на Вашке преимущественно живут
староверы филипповского толка) собираются в доме пропавшего и начинают
моление. Оно прекращается, когда пропавший отыскивается или становится
ясно, что его поиски безнадежны.
– Может быть, загадочные исчезновения людей связаны с тем, что Вашка
находится рядом с космодромом «Мирный»? Или эти села расположены в
аномальной зоне?
– Я уже сказал, что изучал шувгей только как этнограф. На мой взгляд,
никакой связи с космодромом здесь нет. В научной литературе описываются
случаи кратковременного исчезновения людей, сходного с явлением шувгея
у вашкинских коми, еще в древней Ассирии и Вавилоне.
Анатолий СЕМЕНОВ.
P.S. Похоже, что рубрика «Аномалии» становится популярной. В
«Трибуну» стали поступать сообщения о загадочных историях, очевидцами
которых в разное время были наши читатели. Некоторые из этих писем мы
опубликуем. Кроме того, редакция намерена организовать несколько
экспедиций в районы Коми, где чаще всего отмечаются аномальные явления.
10.04.2003
|