Пресса

 

 

 

 07.11.2009 16:19

 

Среди коми всегда жили тодыси и еретничи

 

Тодысь – знающий. Так древние коми называли людей, знающих тайну магии. Зыряне-язычники поклонялись силам природы. Человек, познавший мощь стихий, внушал им трепет и страх. О тодысях и еретничах слагали легенды. В каждом селе был человек, которому жители приписывали магические способности.


Тодысь – белый маг

Тодысь внушал обывателям, скорее, уважение. В случае хвори или падежа скота к нему обращались за помощью. Как правило, тодысь разбирался в лекарственных растениях и мог излечить страждущих. Непонятные молитвы и заклинания, которые он читал во время сеансов исцеления, внушали односельчанам трепет. Людская молва передавала из уст в уста легенды о его силе, порой приписывая ему фантастические возможности. 

Однако легенды о тодысях основаны на вполне реальных фактах. Евдокия Логинова, жительница села Дон Усть-Куломского района, ныне покойная, однажды рассказала мне о своем муже Вениамине. До сватовства он жил в соседней деревне и слыл там тодысем. Узнала она об этом только в день свадьбы. 

Их свадебная тройка, резво мчавшаяся к церкви, как будто наткнулась на невидимую стену: лошади заржали и встали на дыбы, сани чуть не опрокинулись. Будущий супруг встал с саней и что-то нашептал коням в ухо. Испуганные и упирающиеся до этого лошади стали «шёлковыми» и послушно подвезли жениха и невесту к храму. 

Позже она не раз замечала, что её муж обладает некой силой, которая его иногда даже тяготила. В самые неудачливые сезоны охоты он возвращался из тайги с богатой добычей. В то же время ни один из деревенских охотников не мог добыть в лесу даже маленького рябчика и возвращался домой ни с чем. Сельчане завидовали и шептались. Как-то деревенские рыбаки увидели, что тодысь вытащил из реки щедрый улов, закинув сеть только раз. Клев в этот день был никудышный. Свидетели уверяли, что слышали, как знающий бормотал про себя таинственные заклинания. 

Как бы там ни было, Вениамин никогда не обращал свою магию во зло. К нему шли за советом, и он ни кому не отказывал в помощи. Быть может, именно благодаря чудесным способностям он смог бежать из немецкого плена, куда попал в первые годы войны. Однако затем след белого мага затерялся в Интлаге. Оказавшись там после фашистского концлагеря, Вениамин умер от истощения.

О чем рассказала цыганка

В селе Выльгорт живет пожилая цыганка, обладающая чудесными способностями врачевания и магии. К ней до сих пор приходят лечиться те, кто потерял надежду на традиционную медицину. Что удивительно, среди её «пациентов» есть люди с высшим медицинским образованием. Цыганка рассказала, что своими знаниями она обязана именно коми-зырянам. До того как Никита Хрущев издал закон о запрете бродяжничества, цыгане свободно кочевали из села в село. В деревнях они целенаправленно искали тодысей, выпытывая у них древние заклинания и рецепты снадобий. Уж каким способом им удавалось выведывать тайны, остается загадкой. Обычно тодыси не делятся своими секретами с чужаками, передавая знания только родным из поколения в поколение. Существует поверье, что, если потомок обладает недобрым нравом и может обернуть магию во зло, тодысь уносит свои знания в могилу. 

 Еретнича

По легендам, кроме тодысей, существовали и так называемые еретничи. Считалось, что они служат темным силам и используют магические знания, чтобы наводить на людей и домашний скот порчу. Чаще еретничами были женщины. Если в Средневековой Европе женщин, уличенных в колдовстве, сжигали на костре, то коми еретничей боялись и старались жить с ними в мире. Часто злой колдунье даже давали мзду, чтобы избежать проклятия.

У каждой еретничи был шева чуман – берестяное лукошко, в котором кишмя кишели шевы – безобразные гады и жуки, носители порчи и проклятий. В разных районах Коми шеву описывают по-разному: то как жабу, то как саранчу, а иногда даже как огромного жука-короеда. 

Если тодысь старался для блага людей и передавал по наследству детям свои знания, то еретнича перед переходом в мир иной старалась передать кому-нибудь шева чуман. 

Как рассказали старожилы села Ёртом Удорского района, обладание шева чуманом – тяжкий крест. На лице еретнич, как правило, женщин красивых и статных, всегда лежит тень страдания. Чтобы обрести свободу и вожделенную смерть, они готовы отдать шева чуман даже своим детям и внукам. 

Интересный случай произошел в деревне Кони Княжпогостского района. В дом к пожилой еретниче зашла цыганка из кочующего табора. По всей видимости, к согласию они не пришли. Местные жители видели, как цыганка выбежала из дому, крестясь и отплевываясь, а вслед за ней взметнулась черная туча жуков-усачей. По словам жителей деревни Кони, буквально через несколько минут грянул гром и начался сильный ливень. Еретнича наслала на цыган порчу. Утром табора возле деревни не было.

Правдивость этой истории я могу подтвердить лично, поскольку картину, когда в воздухе витали полчища короедов, мне однажды довелось наблюдать. Огромный рой жуков возник неизвестно откуда. Насекомые с шумом пролетели над деревней, треща и натыкаясь друг на друга. Исчезли они так же внезапно, как и появились. Тут же началась сильная гроза. Детвора с дикими воплями забегала в избы, выдирая запутавшихся в волосах усачей, отряхивая цепких жуков с одежды. Бабушка моя отряхивала короедов с развешанных на заборе половиков, крестилась и шептала молитвы. «Это две шевы поспорили!» – сказала она мне. 

В Сыктывкарском эколого-биологическом центре эту ситуацию объяснили иначе. По словам специалистов, тут нет никакой магической подоплеки. Миграции короедов крайне редки. Их массовые перелёты случаются лишь перед стихийными бедствиями, вызванными перепадами атмосферного давления. Тем не менее, деревенским жителям это явление внушает настоящий ужас. 

 Сгинь, окаянная!

По рассказам старожилов, если еретниче удавалось навести на кого-то порчу, она чувствовала себя очень хорошо и даже молодела на глазах. Бывали случаи, когда родители, подозревающие еретничу в порче их ребенка, требовали забрать шеву. Знали, что добром колдунья этого никогда не сделает. Поэтому еретниче приносили дары, умоляли снять порчу, а в крайнем случае грозились убить. Однако соглашалась еретнича крайне редко.

Чтобы избежать проникновения шевы, селяне соблюдали меры предосторожности. Проходя мимо дома еретничи, нужно было плотно закрывать рот, а в кармане держать пальцы скрещенными. Так и я поступала по совету бабушки, когда проходила мимо дома соседки, слывшей еретничей. Все предрассудки разом улетучились, когда я узнала, что она участница войны, была миномётчицей и дошла до самого Берлина.

 Сказка – ложь, да в ней намёк...

Вера в потусторонние силы крепка в коми народе и сегодня. Мало кто сомневается в их существовании. А тодыси в глубинке живут до сих пор и по-прежнему передают тайное знание из поколения в поколение. Важно только использовать его во благо, а не во зло. 

 

Автор: Наталья Печорская   

 

 

Наши координаты:

 

Место для встреч:

Корткеросский районный  историко-краеведческий музей       с. Корткерос ул. Первомайская дом. 10.

 

Для писем

168020 Республика Коми село Корткерос ул. Первомайская дом. 10

 

 

 

Ufo-komi.narod.ru

 

Адреса электронной почты:

vlad-kosmopoisk@mail.ru             Ufo-komi@mail.ru

 

Hosted by uCoz