Кто вы, Тандзе Марья?

В Ижемском районе стали возникать культы целителей

«Трибуна» посвятила несколько публикаций слепому врачевателю из деревни Диюр Ижемского района Игорю Каневу. Последняя статья, опубликованная весной этого года, вызвала огромный поток писем и обращений в редакцию. Люди писали и звонили с одной лишь просьбой – узнать адрес и телефон народного целителя.

Недавно Игоря Канева не стало. А среди бывших пациентов слепого лекаря начинает возникать что-то вроде культа. Люди, знавшие Игоря, считают, что вещи, которые побывали в его руках, вода, «заряженная» им при жизни, обладают целительным эффектом. Возникновению подобных культов, считают ученые, есть вполне логическое объяснение.

Фотография вместо таблеток

Этим летом этнографическая экспедиция под руководством сотрудницы Коми научного центра Ирины Ильиной обнаружила в Ижемском районе сформировавшийся культ местной целительницы – Тандзе Марьи. По мнению ученой, он связан с культом предков. И в то же время резко отличается от него.

В чем же это отличие? А вот в чем: культурная традиция коми предполагает, что умершие родственники способны помогать живым. Но помогают они только своим родственникам. А Тандзе Марья, как считают ижемцы, помогает всем, в особенности женщинам с именем Мария. Таким образом она выступает как общий предок для всех людей, живущих на Ижме.

Считается, что фотографии Тандзе Марьи, земля с ее могилы, прикосновения к ее кресту обладают лечебной силой. Все это больше похоже не на древний культ, а на абсолютно современную «целительскую магию», привнесенную в массы Аланом Чумаком и Анатолием Кашпировским. То есть в культе ижемской целительницы присутствует оттенок современности, зато в нем отсутствуют традиционные мотивы.

Какое нынче столетие на дворе?

Ученые очень четко зафиксировали время возникновения культа – начало XXI века. Казалось бы, в век всеобщей компьютеризации и мобильных телефонов возникновение подобных верований невозможно.

Ан, нет! В 2008 году этнографы Коми научного центра записали прямые свидетельства земляков о том, что Тандзе Марья лечит через фотографию, через личные вещи. А земля с ее могилы и вовсе считается чудотворной.

Процесс лечения при этом до удивления прост – нужно лишь прийти на могилу целительницы и, вглядевшись в снимок, попросить о помощи. Исцеление наступает практически мгновенно. Якобы с этой же целью можно лечь на могильный холмик – целебный эффект также обеспечен. Все это очень напоминает методы врачевания и Игоря Канева из Диюра.

Устное народное творчество быстро подхватило культ целительницы Марьи. Рассказывают, что совсем недавно женщина, у которой не было детей и которая испробовала все медицинские способы лечения, пришла к Тандзе Марье на могилу, попросила помощи. Медицина сказала однозначное «нет» по поводу ее возможностей завести ребенка. А буквально через месяц после посещения могилы целительницы женщина забеременела, а затем и родила здорового малыша.

..И никакой мистики

Так кто же она, Тандзе Марья?

Ижемская костоправка Мария Федоровна Рочева родилась в селе Гам. Дочь оленевода, выросшая в тундре, она под руководством отца изучила анатомию (каждой косточке место знала), приобрела навыки ветеринарии. Мария успешно вправляла вывихи животным, лечила растяжения ездовых оленей, помогала важенкам при отеле.

С восемнадцати лет Мария начала практиковать на людях. Отличаясь особой наблюдательностью, хорошей памятью, имея сильные чуткие руки и твердый характер, она достигла большого мастерства и получила признание населения не только Ижмы, но и всей средней Печоры.

Ее приход в народную медицину типичен для большинства ижемских костоправов. И сегодня в ижемских селах есть множество подобных врачевателей. При этом особым авторитетом среди них пользуются специалисты по массажу, лечению разного рода вывихов, переломов. Этому есть и свое объяснение.

Многие ижемцы в свое время занимались оленеводством. У них сформировался рациональный подход к лечению – лечить лишь то, что болит в данную минуту. И врачеватели лечили в основном травмы, лечили их руками, травами, не применяя никаких заговоров. В Ижме практически не было народных целителей, занимающихся, как на Вишере, в Корткеросском районе, лечебной магией. А вот Тандзе Марья лечила и руками, и словом, применяя некие магические формулы. Возможно, поэтому ижемцы даже при жизни наделяли личность Тандзе Марьи чертами, характерными для мифологического образа коми знахаря, обладающего сакральными знаниями и особым даром.

Марья и сама стремилась создать вокруг себя ореол исключительности. Она выделялась среди других ижемских женщин внешне и никогда при разговоре не глядела собеседнику в глаза. Марья рассказывала, что даже через окошко она способна определить, чем болеет человек. Характер у нее был властный, не терпящий пререканий. Если кто-то с ней не соглашался либо поступал наперекор ей, Марья стремилась сделать так, чтобы человек непременно пришел к ней за помощью. И когда подобное происходило, ижемцы видели в случившемся прямое указание на сверхъестественные способности врачевательницы. Особенно громкую огласку получила история с начальником Ижемского РОВД.

Чуть без ноги не остался

В середине пятидесятых годов прошлого века в Ижму приехал новый районный начальник милиции, который решил провести показательный суд над Тандзе Марьей, чтобы наказать ее как распространительницу вредных суеверий. Сыщики, получив приказ, опрашивали местных жителей, пытаясь сфабриковать на Марью уголовное дело.

Естественно, мало кто соглашался свидетельствовать против столь авторитетной бабушки. Ведь одни ижемцы сами обращались к ней за помощью и были благодарны. Другие опасались ее магических чар.

И надо же, именно в это время начальника милиции угораздило подвернуть ногу. Да так неудачно он ее подвернул, что никакое лечение, никакие хождения по больницам не помогли. И тут один из местных жителей стал уговаривать его сходить не к кому-нибудь, а именно к Тандзе Марье.

Вначале начальник, естественно, уперся. Как это, сам ее собирался засудить, дело «шил», и сам же к ней пойдет на поклон?!
Но в конце концов нога распухла до такой степени, что встал вопрос об инвалидности и увольнении из органов. И тогда гонитель Марьи вынужден был пойти к целительнице. Но и тут поставил перед ней условие – никто не должен знать о его посещении.

Знак медицинского качества

Отношение окружающих к костоправам, кровопускателям, повитухам всегда зависело от того, насколько успешно они выполняли свои функции врачевателей. Многие при этом пользовались таким непререкаемым авторитетом, что ижемские врачи тайком сами направляли сложных пациентов к авторитетным лекарям, признавая их квалификацию.

Вот и к Тандзе Марье хирурги и терапевты неоднократно обращались, предлагая ей практиковать в районной больнице. Приглашали даже на сложные операции.

Но Мария Рочева всегда категорически отказывалась. Она объясняла отказ тем, что не выносит больничного запаха, а дома ей лечить сподручнее. А коли Мария не шла к больнице, больница часто шла к ней – тяжелые больные порой убегали из лечебницы к Тандзе Марье.

Алкоголь ворует силу

Способности ижемского колдуна и врачевателя, по народным представлениям, записанным этнографами, складываются из двух составляющих: силы и знания. Магическая сила передается человеку по наследству при рождении. Но обладание врожденной силой еще не означает того, что человек может применять свой талант. Он должен получить еще и сокровенное знание, передаваемое наставником после соответствующего посвящения или «второго рождения».

В роду Тандзе Марьи почти все были костоправы. Говорят, хорошо лечила людей ее дочь Тамара. Но Тамара быстро потеряла силы – спилась. По ижемским представлениям, когда знахарь злоупотребляет спиртным, сила его постепенно уходит.

Интересен и еще один факт: по ижемским представлениям, силу знахарю дает только родная земля. Потомки Марии Рочевой сегодня живут в Гаме, Мохче, Бакуре и за Уралом. Но магические и целительские способности сохраняются лишь у ижемцев. А у зауральской родни – нет.

Обычно свои сокровенные знания ижемские знахари передавали в бане. Этого не чуралась и Марья. Родственники Тандзе Марьи вспоминают, что свою диюрскую сватью Тандзе Марья костоправству учила именно в бане. Передача и сохранность специальных знаний представляли собой определенный обряд и хранились в тайне.

В поисках невымышленного героя

Некоторые исследователи выдвигают версию: в культе Тандзе Марьи сегодня отчетливо прослеживается не столько реальная вера в магические чудеса ижемской ведуньи, сколько политическая подоплека.

Коми-ижемцы в последние годы активно выступают за самоопределение – за признание изьватас народом, отдельным от остальных коми. К этому их подталкивают прежде всего экономические причины. Признание ижемцев самостоятельным этносом ведет к получению ими статуса «коренного малочисленного народа Севера». А по российскому законодательству, этот статус предполагает значительные экономические преференции. Малочисленные народы, к примеру, имеют больше прав на использование природных богатств той земли, на которой живут, им, по закону, могут отводиться родовые угодья в лесу, на водоемах. Есть также государственные льготы на обучение детей, на медицинское обслуживание.

Для того, чтобы народ осознавал себя новой общностью, людей должен связывать не только язык или единый способ хозяйствования и территория. Люди должны осознать себя непохожими на остальных. А для этого нужна собственная мифология, характер, исторические предки. Наконец, свои, ни на кого не похожие герои.

На роль такого родового этнического героя, судя по всему, идеально подошла Тандзе Марья. И буквально в последние годы в районе стали лихорадочно создавать ее культ – обустроили могилу, сделали оградку, стали много писать и рассказывать о ней. В местной библиотеке регулярно проходят вечера, посвященные целительнице.

Екатерина МАКАРОВА.   /07.08.2008/

Газета Трибуна от 8.08.2008 г.

 

Hosted by uCoz