Войдем в священную рощу, поклонимся духам предков.

 

И введем эту единственную рощу в России, а может быть, и в мире, в миро­вой культурный оборот.

Так уж случилось в жизни: совпали по времени два, на мой взгляд, взаимоперекликающихся события. Обмен мне­ниями о необходимости выработать дав­но назревшую программу развития ту­ризма в республике на недавнем заседа­нии координационного совета по мало­му предпринимательству.

- На сегодня в Коми не выработана взве­шенная политика в области туризма, а органы исполнительной власти занима­ются им формально и по остаточному принципу, - заявил зам. Главы РК Вя­чеслав Гайзер, - Внизу движение давно пошло - люди сами пытаются развить въездной туризм, а мы наверху всё ни­как раскачаться не можем!

И второе событие - представительная встреча в Национальной галерее РК со швейцарским фотохудожником и писа­телем Георгом Штайнманном и его кни­гой: «Коми: растущая скульптура».

«Лес, - пишет Штайнманн, - опреде­ляет все аспекты жизни и мировоззре­ния «лесных народов», издревле нахо­дивших в лесу пропитание и строивших свою жизнь в соответствии с тем укла­дом, который диктуется природой...»

Книга Штайнманна меня поразила тем, что ее автор пытается разглядеть в обычном, привычном нам лесу нечто осо­бое, индивидуальное, одухотворенное. По сути дела, за лесом, за чащей разглядеть отдельное дерево.

Всего лишь час до встречи с чудом

В непосредственной близости от Сык­тывкара - в сорока минутах езды автобу­сом - на берегу озера, называвшегося с древности Дожским, по сути на околице теперешней деревни Додзь, несколько веков набирала живую силу и сохранила ее до сих пор могучая сосна в три-четыре обхвата. По преданию, записанному и опоэтизированному поэтом Егором Пота­повым, сосна посажена на могилке Додзи - дочери чудского племени, захоронив­шего себя под напором ратников Сте­фана Пермского. Додзь в роковые ми­нуты охотилась в лесу, а вернувшись в городище, поняла, что осталась си­ротой, но не стала предаваться отчая­нию. Рыбачила, охотилась, сбывала пушнину проезжим купцам. Подру­жилась с первыми коми поселенцами, которые и похоронили ее, когда она вслед за родичами отправилась в мир иной. О том, что многовековая сосна выросла на древнем захоронении, сви­детельствует остаток когда-то обло­манного центрального ствола.

А чудское городище, сметенное ратниками Стефана Пермского и вре­менем, скорее всего, располагалось над щельей - южной возвышенной ок­раиной нынешней Додзи. С нее, ныне распаханной и засаженной картош­кой, открываются заречные лесные дали, раззолоченный солнцем речной простор Вычегды. А рядом, в овраж­ке, покоится огромный гранитный валун, принесенный ледником и сдвинутый в яму трактором двадца­того столетия. По языческим обыча­ям древности, скорее всего, чудины ему поклонялись.

Еще пятнадцать минут езды, столько же - ходьбы, - и на восточной окраине  райцентра Корткерос  вы достигнете уникального - сращенного древними людьми дерева на берегу старичного озера Виям Вад. Взаимопроникшие сосну и ель преклонного воз­раста называют Деревом Любви. Вблизи него мальчишки и девчонки играют в футбол, разводят костры. А подросши, возмужав, некоторые пары приходят к нему, чтобы, по древнему обычаю, повязать на ветви розовые и голубые ленты. То есть одарить, задобрить священное дерево, чтобы оно, в свою очередь, одарило жениха и невесту счастьем, здоровьем, удачей.

По сути дела, это парное дерево задает старт на экологическую тропу, ведущую в «Священную рощу под сердцем Корткероса». Так называлась одна из наших многочисленных публикаций на эту тему. А красочная схема экологической тропы, предложенной  автором была напечатана в шестом выпуске « Родничка» на рубеже веков (2000 г.)

В глубь столетий

На протяжении столетий натоптана эта тропа. Метрах в ста от Дерева Любви - сосна с воздетыми к небу стволами-рука­ми. На стволе, если присмотреться, уви­дишь врезанное лицо и грудь с соском - обломанным сучком. Возможно, это образ мансийской лесной богини Сорни най. Чуть дальше, у небольшого курганчика, -            вожапу. То есть – по определению Павла Лимерова - дерево с развилкой и обломан­ным остатком изначального центрально­го ствола. Низкорослый курганчик кто-то когда-то начинал раскапывать и бросил это, как ему показалось, бесполезное дело.

И дальше - то слева, то справа от тропы - неповторимые, в основном, сращенные в древности деревья. Логично заключить, что они относятся к межродовым межевым, обозначавшим границы семейных про­мысловых угодий. У самой тропы, рядом с круглыми ямками осевших захоронений, -          сосна - пихта - ель. Естественно предпо­ложить, что здесь заключили союз о доб­рососедстве , называемый по древесным то­темам-оберегам, семьи сосняков, пихтачей и ельников. За неглубокой долинкой весен­него ручья тебя приглашает присесть, за­думаться о быстротечности времени сосна-ель. Они срослись руками-стволами, обра­зовав как бы трон Корт - Айки (Ойки). Выбирай на вкус, что больше нравится: Железный Свекор или Железный Старик, Хозяин, Владыка.

Издалека влечет к себе пихта-сосна-береза. Один из стволов, частично очи­щенный от коры, испещрён именами и фамилиями. Возможно, уходя на войну, молодые корткеросцы таким образом ос­тавили память о себе, а возможно, и по­клялись вернуться к родовым деревьям.

Округлым торсом и корнями-плавни­ками очаровывает ель, которую хочется окрестить Русалкой. А неподалеку от нее - три пробных шурфа, оставленные кла­доискателями или черными археолога­ми. Замшелая стеночка одного шурфа в мае радует кремовыми, морщинистыми сморчками.

Невдалеке от Кортвиса, Железного протока, задает загадку и сама же под­сказывает ответ на нее сосна, пораженная шаровой молнией, которая оставила в стволе обугленное овальное углубление.

Здесь, на площади в несколько гекта­ров, можно насчитать десятка три, если не больше, редкостных деревьев - «растущих скульптур». Они достойны того, чтобы их сообществу был присвоен ста­тус заказника, а может быть, парка, хотя бы районного значения. Чтобы сохранить для будущего этот - пока по достоинству не оцененный современниками почти что нетронутый уголок истории и природы. «Какие люди тут жили?» - спросил бы, наверное, знаменитый следопыт Дерсу Узала.

Неподалеку от древней тропы есть про­тяженная гривка, поросшая соснами, еля­ми и березами. Когда-то её окружали пой­менные озера, за века превратившиеся в затравянелые торфяники, заросшие резюкой-осокой, духмяной мятой и голубыми незабудками. А по самому центру гривки - череда округлых ям, оплывших за про­летевшие сотни лет. Может быть, чудских или вогульских, или чьих-то других. Ник­то из ученых археологов не докапывался, чьих.

С уважением отношусь к стоикам от археологии. Где только не работают они в республике и за ее пределами! А сесть с рюкзаком на обыкновенный рейсо­вый автобус «Сыктывкар - Корткерос», пройтись в глубь Священной гривки с длинными поисковыми но­жами не могут. Кто отважится? Клим Королев, Игорь Васкул, Владимир Стоколос или кто помоложе?

Поцелуй деревьев

Неподалеку от телевышки, на бе­регу Кияю, проглядывают контуры обваловки, возможно, древнего сезон­ного поселения. В центре, на восходя­щем потоке положительной энергии радовали глаз и врачевали душу три сестры-сосны. Уютное местечко гля­нулось туристам, и вот спилена одна из трех сосен-сестер, рядом стоящая превращена в лестницу, к ней огром­ными гвоздями присобачены сосно­вые же ступени. Может, и не хотели того теперешние «бельчата», а наплевали в душу основателю клуба «Белка» Анатолию Смилингису, открывшему для друзей это предполагаемое  городище.

А вообще Корткеросский район, как  никакой другой, богат деревьями - причудливыми памятниками приро­ды. На берегу одного из озер красует­ся береза с двумя стволами, образую­щими удобный диванчик для сидения  парочки влюбленных. В самом Корткеросе, на улице Советской, неподале­ку от автостанции, взгляд понимаю­щего человека привлекает Священная береза с пятью стволами. Старый дом ря­дом с ней снесён, сама она обнесена забо­ром, возможно, новым владельцем участ­ка. Не срубил бы он ее по неведению. Не навлёк бы на свой будущий дом несчастье. Ведь береза, тем более - такая редкостная - делится с человеком, обратившимся к ней, положительной биоэнергией. Увы, не все об этом знают и помнят.

На правом берегу Кияю, в какой-то сотне метров от автодорожного моста, «целуются» две сосны, возможно, они тоже относятся к культовым деревьям. Чуть дальше по тропе грибников, у дальнего заливчика Кияты, всегда подхожу поздороваться к женскому культовому дереву - березе с двенадцатью стволами. Постоишь у нее пяток минут, - и снова бодрый, как лось, ринулся в дальние леса.

Вложи рубль, чтобы получить десять

Согласитесь, не умеем мы на наших природных редкостях делать хорошие деньги. Конечно же, чтобы их делать, надо вложить некоторый изначальный капитал. На заседании координационно­го совета звучали данные, какие огром­ные капиталовложения вкладывают наши соседи по Северу в развитие турист­ской привлекательности своих регионов. На нем прозвучало конкретное предложе­ние о том, чтобы в разрабатываемый на три года бюджет РК заложить средства на привлечение туристов, развитие инф­раструктуры. В Священной роще, в уже побывали знако­мые литовцы и немцы, финны и прочие-прочие. Земля слухом полнится, и они едут издалека, а он не может отказать и вводит их в мир древнего и таинственно­го.

У школ Корткеросского района традиционна идея создания экологических троп. Наработана практика ежегодного лет­него экологического лагеря. Есть кружок природолюбов, который в состоянии взять шефство над тропой в прошлое, в мир рас­селения чудских, вогульских, коми пле­мен. Есть профессиональное лесничество, которое вполне может взять шефство над школьным лесничеством, приложить руки к процессу введения этого достойного лес­ного массива в отечественный и междуна­родный экскурсионный оборот.

Всего-то и надо - человек, который бы осознал эту общественную необходимость, как дело своей жизни, социальной необ­ходимости, и повел его. И поддержка руб­лем властей: районной и республикан­ской. И обоснованный целевой грант « Свя­щенная роща» для некоторого обустрой­ства, облагораживания её и ввода в повсе­дневный оборот.

Что имеем, сохраним!

Георг Штайнманн - стойкий мужчи­на, если сказать по-русски, открывает нам  то, с чем мы и сами бесспорно согласны: «...природа Республики Коми, несмотря на некоторую внешнюю суровость, всегда была щедра к человеку и одаривала его всем необходимым для жизни: древеси­ной, ягодами и грибами, целебными тра­вами, пушниной, дичью и рыбой. Отно­шение человека к лесу было уважитель­ным: лес, который ассоциировался у угро-финских народов с домом, убежищем, ук­рытием, обладал и своей собственной ду­шой, требованием бережного обращения ». Так было, так, станем надеяться, есть и будет. И каждый хоть чуточку, в меру сво­их скромных возможностей, по долгу со­вести обязан служить делу природоуважения и природосбережения.

Виктор ДЕМИДОВ.

«КРАСНОЕ ЗНАМЯ». Четверг, 28 июня 2007 года.

 

 

 

Hosted by uCoz