Войдем
в священную рощу, поклонимся духам предков.
И введем
эту единственную рощу в России, а может
быть, и в мире, в мировой
культурный оборот.
Так уж
случилось в жизни: совпали по времени два,
на мой взгляд, взаимоперекликающихся события. Обмен мнениями о необходимости выработать давно назревшую программу
развития туризма в республике на недавнем
заседании координационного совета по
малому предпринимательству.
- На
сегодня в Коми не выработана взвешенная
политика в области туризма, а органы
исполнительной власти занимаются им
формально и по остаточному принципу, - заявил зам. Главы РК Вячеслав Гайзер, - Внизу движение давно пошло - люди сами пытаются
развить въездной туризм, а мы наверху всё
никак раскачаться не можем!
И второе событие -
представительная встреча в Национальной
галерее РК со швейцарским
фотохудожником и писателем Георгом Штайнманном и его книгой: «Коми: растущая
скульптура».
«Лес, - пишет Штайнманн, - определяет все аспекты жизни и мировоззрения «лесных народов», издревле находивших в лесу пропитание и строивших свою жизнь в соответствии с тем укладом,
который диктуется природой...»
Книга Штайнманна меня поразила тем, что ее автор
пытается разглядеть в обычном, привычном нам лесу
нечто особое,
индивидуальное, одухотворенное. По сути дела, за лесом, за чащей разглядеть отдельное дерево.
Всего лишь час до
встречи с чудом
В непосредственной близости от Сыктывкара - в сорока минутах езды автобусом - на берегу озера,
называвшегося с древности Дожским, по сути на околице теперешней
деревни Додзь, несколько веков набирала живую силу и сохранила ее до сих пор могучая сосна в три-четыре обхвата. По преданию,
записанному и опоэтизированному поэтом
Егором Потаповым, сосна посажена на
могилке Додзи - дочери чудского племени, захоронившего себя под напором ратников Стефана
Пермского. Додзь в роковые минуты охотилась в лесу, а
вернувшись в городище, поняла, что
осталась сиротой, но не стала
предаваться отчаянию. Рыбачила, охотилась, сбывала пушнину проезжим
купцам. Подружилась с первыми коми
поселенцами, которые и похоронили ее,
когда она вслед за родичами
отправилась в мир иной. О том, что многовековая сосна выросла на древнем захоронении, свидетельствует остаток когда-то обломанного центрального ствола.
А чудское городище, сметенное ратниками Стефана Пермского и временем, скорее всего, располагалось над щельей - южной возвышенной окраиной нынешней Додзи. С нее, ныне распаханной
и засаженной картошкой, открываются заречные лесные дали, раззолоченный солнцем речной простор Вычегды. А
рядом, в овражке, покоится огромный
гранитный валун, принесенный ледником
и сдвинутый в яму трактором двадцатого столетия. По языческим обычаям древности, скорее всего, чудины
ему поклонялись.
Еще пятнадцать минут езды, столько же - ходьбы, - и на восточной окраине райцентра Корткерос вы достигнете уникального - сращенного
древними людьми дерева на берегу старичного озера Виям Вад. Взаимопроникшие сосну и ель преклонного возраста называют Деревом Любви. Вблизи него мальчишки и девчонки играют в футбол, разводят костры. А
подросши, возмужав, некоторые пары приходят к нему, чтобы, по древнему обычаю, повязать на ветви розовые и голубые ленты. То есть одарить, задобрить
священное дерево, чтобы оно, в свою очередь,
одарило жениха и невесту счастьем,
здоровьем, удачей.
По сути дела, это
парное дерево задает старт на экологическую тропу, ведущую в «Священную рощу под сердцем Корткероса». Так называлась одна из наших многочисленных публикаций на эту тему. А красочная
схема экологической тропы, предложенной
автором была напечатана в
шестом выпуске « Родничка» на рубеже веков (2000 г.)
В глубь столетий
На протяжении столетий натоптана эта тропа. Метрах в ста от Дерева Любви - сосна с воздетыми к небу стволами-руками. На стволе, если присмотреться, увидишь врезанное лицо и грудь с соском - обломанным сучком. Возможно, это образ мансийской
лесной богини Сорни най.
Чуть дальше, у небольшого курганчика, - вожапу. То есть – по определению Павла Лимерова - дерево с развилкой и обломанным остатком изначального
центрального ствола. Низкорослый курганчик
кто-то когда-то начинал раскапывать
и бросил это, как ему показалось, бесполезное дело.
И дальше -
то слева, то справа от тропы - неповторимые,
в основном, сращенные в древности
деревья. Логично заключить, что они
относятся к межродовым межевым, обозначавшим
границы семейных промысловых угодий. У
самой тропы, рядом с круглыми ямками
осевших захоронений, - сосна
- пихта - ель. Естественно предположить,
что здесь заключили союз о добрососедстве ,
называемый по древесным тотемам-оберегам,
семьи сосняков, пихтачей и ельников. За неглубокой долинкой весеннего ручья тебя приглашает присесть, задуматься о быстротечности времени сосна-ель. Они срослись руками-стволами, образовав
как бы трон Корт - Айки (Ойки).
Выбирай на вкус, что больше нравится: Железный
Свекор или Железный Старик, Хозяин, Владыка.
Издалека
влечет к себе пихта-сосна-береза. Один из
стволов, частично очищенный от коры, испещрён именами и фамилиями. Возможно, уходя на войну, молодые корткеросцы
таким образом оставили память о
себе, а возможно, и поклялись
вернуться к родовым деревьям.
Округлым торсом и
корнями-плавниками очаровывает ель, которую хочется окрестить Русалкой.
А неподалеку от нее - три
пробных шурфа, оставленные кладоискателями
или черными археологами. Замшелая стеночка одного шурфа в мае радует кремовыми, морщинистыми сморчками.
Невдалеке от Кортвиса, Железного протока, задает загадку и сама же подсказывает ответ на нее сосна, пораженная шаровой молнией,
которая оставила в стволе обугленное овальное углубление.
Здесь, на площади в несколько гектаров, можно
насчитать десятка три, если не
больше, редкостных деревьев - «растущих скульптур». Они достойны того, чтобы их сообществу был присвоен статус
заказника, а может быть, парка, хотя бы районного значения. Чтобы
сохранить для будущего этот - пока по достоинству не оцененный современниками почти что нетронутый уголок истории и природы. «Какие
люди тут жили?» - спросил бы, наверное, знаменитый следопыт Дерсу
Узала.
Неподалеку от древней тропы есть протяженная гривка, поросшая соснами, елями и березами.
Когда-то её окружали пойменные озера, за века
превратившиеся в затравянелые торфяники, заросшие резюкой-осокой, духмяной мятой и
голубыми незабудками. А по самому центру гривки - череда округлых ям, оплывших за пролетевшие сотни лет. Может быть, чудских или
вогульских, или чьих-то других. Никто из
ученых археологов не докапывался, чьих.
С уважением отношусь
к стоикам от археологии. Где только не работают они в республике и за ее пределами! А
сесть с
рюкзаком на обыкновенный рейсовый автобус «Сыктывкар - Корткерос», пройтись в глубь Священной гривки с длинными поисковыми ножами не могут. Кто отважится? Клим Королев, Игорь Васкул,
Владимир Стоколос или кто помоложе?
Поцелуй деревьев
Неподалеку от телевышки, на берегу Кияю, проглядывают контуры обваловки, возможно, древнего сезонного поселения. В
центре, на восходящем потоке
положительной энергии радовали глаз и
врачевали душу три сестры-сосны.
Уютное местечко глянулось туристам, и вот спилена одна из трех
сосен-сестер, рядом стоящая превращена
в лестницу, к ней огромными гвоздями
присобачены сосновые же ступени. Может, и не хотели того теперешние «бельчата», а наплевали в душу основателю клуба «Белка»
Анатолию Смилингису, открывшему для друзей это
предполагаемое городище.
А
вообще Корткеросский район, как никакой другой, богат деревьями - причудливыми памятниками природы. На берегу одного из озер красуется береза с двумя стволами, образующими удобный диванчик для сидения парочки влюбленных. В самом
Корткеросе, на улице Советской,
неподалеку от автостанции, взгляд
понимающего человека привлекает
Священная береза с пятью стволами.
Старый дом рядом с ней снесён, сама
она обнесена забором, возможно, новым владельцем участка. Не срубил бы он ее по неведению. Не навлёк
бы на свой будущий дом несчастье. Ведь береза, тем более - такая редкостная - делится с человеком, обратившимся к ней, положительной биоэнергией.
Увы, не все об этом знают и помнят.
На правом берегу Кияю, в какой-то сотне метров от автодорожного моста, «целуются» две сосны, возможно, они тоже относятся к культовым
деревьям. Чуть дальше по тропе грибников, у дальнего заливчика Кияты, всегда подхожу поздороваться к женскому культовому
дереву - березе с двенадцатью стволами. Постоишь у нее пяток минут, - и снова бодрый, как лось, ринулся в дальние леса.
Вложи рубль, чтобы получить десять
Согласитесь, не
умеем мы на наших природных редкостях делать
хорошие деньги. Конечно же, чтобы их
делать, надо вложить некоторый изначальный капитал. На заседании
координационного совета звучали данные,
какие огромные капиталовложения
вкладывают наши соседи по Северу в
развитие туристской
привлекательности своих регионов. На
нем прозвучало конкретное предложение
о том, чтобы в разрабатываемый на три года бюджет РК заложить средства на привлечение туристов, развитие инфраструктуры. В Священной роще, в уже побывали знакомые литовцы и немцы, финны и прочие-прочие. Земля слухом полнится, и они едут издалека, а он не может отказать и вводит их в мир древнего и таинственного.
У школ Корткеросского района традиционна идея создания экологических троп. Наработана
практика ежегодного летнего экологического лагеря. Есть кружок природолюбов, который в состоянии
взять шефство над тропой в прошлое, в мир расселения чудских, вогульских, коми племен. Есть
профессиональное лесничество, которое вполне может взять шефство над школьным
лесничеством, приложить руки к процессу введения этого достойного лесного массива в
отечественный и международный экскурсионный оборот.
Всего-то и надо -
человек, который бы осознал эту общественную
необходимость, как дело своей жизни,
социальной необходимости, и повел
его. И поддержка рублем властей: районной и республиканской. И
обоснованный целевой грант « Священная
роща» для некоторого обустройства,
облагораживания её и ввода в повседневный оборот.
Что имеем, сохраним!
Георг Штайнманн - стойкий мужчина,
если сказать по-русски, открывает нам то,
с чем мы и сами бесспорно согласны: «...природа
Республики Коми, несмотря на
некоторую внешнюю суровость, всегда была щедра к человеку и одаривала
его всем необходимым для жизни: древесиной, ягодами и грибами, целебными травами, пушниной, дичью и рыбой. Отношение человека к лесу было уважительным: лес, который ассоциировался у угро-финских
народов с домом, убежищем, укрытием,
обладал и своей собственной душой, требованием бережного обращения ».
Так было, так, станем надеяться, есть и будет.
И каждый хоть чуточку, в меру своих
скромных возможностей, по долгу совести
обязан служить делу природоуважения и природосбережения.
Виктор ДЕМИДОВ.
«КРАСНОЕ
ЗНАМЯ». Четверг, 28 июня 2007 года.