Пресса

 

 

 

  20.11.2009 00:45

 

Спасаясь от нечисти. У народа коми было принято солить младенцев

 

 

Автор: Ольга Пешкова   

Мы живем в скучное время. В нашем сегодня всё утилитарно. Вернее даже функционально и эстетично. А уж если говорить совсем по-русски: и красиво, и полезно. Примерно как блестящие пайетки на теплом свитере, как суперсовременный дизайн сотового телефона с десятками функций, как яркие цветы из вареной моркови на запеченном окороке. Всем хороши наши вещи. Однако наши предки, будь у них возможность взглянуть на нашу одежду и предметы быта, сказали бы с укором: «Не бережете вы себя!»


Тот, кто меня бережет

В давние времена, еще до того, как люди додумались до создания такого института, как государство, наносить на все предметы, сделанные своими руками, какой-либо отличительный знак было принято повсеместно. Так рубахи, горшки, топоры и даже дома наделялись особой силой и служили владельцу защитой как от козней злых духов, так и от зависти соседей. Кроме того, создавались вещи, целью которых была исключительно защита, – амулеты. Сейчас из подобного рода оберегов у нас остались пожалуй только нательные кресты, да булавки, скорее по привычке подкалываемые женщинами к подолу с изнаночной стороны – от сглаза. У народа коми тоже издавна считалось, что иголка без ушка, воткнутая в подол или прикрепленная с внутренней стороны лифа сарафана, предохраняет девушку от колдовства. Когда-то у предков современных коми оберегов было множество, причем, на все случаи жизни. Также, как и у других народов, – скажете вы. Так, да не так. Оберег персонифицировался. То есть считалось, что человека охраняет не просто вещь или знак, а специальный дух-хранитель, связанный с предметом-защитником. А называли его – вуджöр. В коми-зырянском языке это слово имеет несколько значений: физическая тень человека, любое изображение человека как символическое воплощение реальной тени или «след» от человека, а также достаточно обширный круг предметов, которые наделяются в традиционных представлениях свойствами оберега от воздействия нечистой силы. Лучшей защитой для ребенка было спрятаться в тени подола матери. Впрочем, охранником мог стать не только предмет или тень человека, но и... соль, посыпаемая на макушку младенца. Это еще одна ниточка, связывающая младенцев и капусту: малышей тоже солили, чтобы лучше сохранить.

Линия обороны

Несмотря на непосредственную связь оберегов в первую очередь с язычеством, главным вуджöром всегда был нательный крест. Расстаться с ним без опасений человек мог только, расставшись с жизнью. После похорон родственники клали крест за иконы, туда же, где хранились и прочие традиционные обереги. По важности, с нательным крестом (перна), был сравним только пояс (вöнь). Круг, столь наглядно воплощенный в этом предмете одежды, во всех культурах мира считался идеальной формой, недоступной злым духам. По народным поверьям разных стран, в поясе, как во всяком круге, заключалась власть, противостоящая всякой нечисти и болезням. В роли пояса-оберега выступал любой ежедневно носимый ремень, и каждый, препоясывающийся по своей вере, наделял его силой оберега.

Им пользовались при заговорах о сохранении здоровья. С его помощью стремились изгнать болезнь или передать ее. У коми будущая мать в качестве вуджöра носила вместо пояса рыболовную сеть или тесемку от кальсон супруга. Когда в дом заходил посторонний мужчина, все мальчики должны были быть перепоясанными. Если же кто-либо из них оказывался без пояса, то сразу же после ухода посетителя мать ребенка осуществляла очистительные ритуалы. Для предупреждения дурного сна, помимо втыкания в подушку иголки без ушка и подкладывания под нее ножа или зеркальца, ложились спать с поясом, повязанным по голому телу. Впрочем, иногда пояс играл скорее вспомогательную роль: керчемские охотники носили на нем в качестве вуджöра второй нож. Это было чем-то вроде следующего уровня защиты.

Лучшая защита – нападение

Пояса и другие предметы одежды, играющие защитную роль, делали человека невидимым для нечистой силы, возводили своеобразную преграду между телом человека и миром мертвых. Металлические предметы, или же вещи, непосредственно с ними связанные, вроде точильного камня для ножа, должны были отпугнуть нечисть. Повсеместно у народа коми эффективными вуджöром считались режущие металлические инструменты (кöрт). Для защиты внутреннего пространства дома от колдунов над входной дверью ставили вуджöр – перевернутые икону или металлический крест, втыкали в порог или дверной косяк нож, топор или шило, а под порог укладывали точильный брусок. А Селькупы, живущие на северо-западе Сибири, воплощением силы также считали железо. Грудному ребенку, чтобы уберечь его от злых духов, в люльку непременно помещали предмет из этого металла. Чтобы нечистая сила не пробралась ночью в жилище, на пороге дома, землянки или чума клали железный топор. Особенно если ночевали в незнакомой избушке или землянке в лесу. То же самое делали, если в доме кто-то умирал, то есть открывалось сообщение между миром людей и Нижним миром.

Опасалась нечистая сила не только металлов, но и своеобразных защитных символов. У народа коми еще при строительстве дома на месте предполагаемых окон и дверей ставили вуджöр из двух перекрещенных палочек, чтобы нечистая сила не смогла проникнуть в новое жилище. Такой же оберег укладывали между рамами, когда открывали окна, и рядом с пищей и водой, дабы предохранить от порчи. У сысольских и верхне-вычегодских коми-зырян на свежевырытую могилу ставят вуджöр из перекрещенных досок, либо оставляют в яме лопату, чтобы до начала похорон «нечисть не смогла занять место».

Как видно из текста, сложностей много, способов защиты столько же. Нам же, современным людям, чтобы уберечься от нечистой силы, порой достаточно выключить телевизор.

 

 

Наши координаты:

 

Место для встреч:

Корткеросский районный  историко-краеведческий музей       с. Корткерос ул. Первомайская дом. 10.

 

Для писем

168020 Республика Коми село Корткерос ул. Первомайская дом. 10

 

 

 

Ufo-komi.narod.ru

 

Адреса электронной почты:

vlad-kosmopoisk@mail.ru             Ufo-komi@mail.ru

 

Hosted by uCoz