Тайна «священной рощи»

Возможно, ее навсегда унесли в могилу наши далекие предки.

 

На карте Республики Коми появилась еще одна аномаль­ная зона, которая привлекает внимание ученых и всех, кто интересуется таинственными явлениями. То, что воочию мо­гут наблюдать посетители «Свя­щенной рощи» в Корткеросском районе, потрясает вообра­жение не меньше, чем британ­ский «Стоун Хендж» или знаме­нитые пирамиды в Гизе.

Районный центр дополнитель­ного образования детей даже орга­низовал туда специальную экскур­сию. Пока бесплатную, хотя число желающих попасть на это место быстро растет...

«Дерево любви»

Не так давно местные краеве­ды заинтересовались необычными деревьями, которые тянутся вдоль старого почтового тракта букваль­но в двух километрах от районно­го центра. Удивительным показа­лось то, что в расположении дере­вьев (их около двадцати) угадывается некая система, а рядом с ними отчетливо видны следы древних захоронений.

А началось все лет семь назад, когда директор Корткеросского кра­еведческого музея Александр Панюков обратил внимание на дере­во, вернее группу деревьев, весь­ма причудливой формы. Стволы и корни у них оказались настолько тесно переплетены, что в народе эту композицию окрестили «дере­вом любви». Причем в единых «узах» сплелись несовместимые вроде бы сосна и ель.

Вскоре у местных жителей по­явился своеобразный ритуал: к «дереву любви», несмотря на пе­ресеченную местность, начали приезжать молодожены и повязы­вать на ветках разноцветные лен­ты, что якобы сулит удачу в се­мейной жизни. Теперь это уже стало традицией корткеросских свадеб.

А недавно выяснилось, что де­рево это не одиноко - в несколь­ких километрах от места паломни­чества новобрачных обнаружена целая роща, состоящая из столь необычных сосен и елей.

Здесь надо вспомнить еще один факт, благодаря которому, соб­ственно, и стала возможной эта на­ходка. Корткеросская протока Кэртвис в последние несколько лет сильно изменилась. По словам ру­ководителя Корткеросского райкомитета по охране окружающей сре­ды Минприроды РК Станислава Коюшева, Кэртвис с каждым годом расширяется, отвоевывая у суши все большую площадь. Берега об­валиваются, глубина протоки увеличивается. Изменения заметили и рыбаки, и краеведы. Последние во время очередной «разведыва­тельной» вылазки и обнаружили лесную аномалию.

Анатолий Смилингис, заведу­ющий патриотическим отделом МОУ «Корткеросский районный центр дополнительного образова­ния детей», краевед по призва­нию, облазил эти места вдоль и поперек. Проконсультировавшись с лесоводами, он сделал вывод: так не бывает, чтобы из одной кор­невой основы выросло сразу не­сколько стволов, причем разных пород.

Краевед заметил, что встреча­ются такие аномальные деревья с определенной периодичностью, метров через 50, и растут они не хаотично, а строго вдоль старого почтового тракта. Поразительно и то, что рядом с непривычной ле­сопосадкой отчетливо видны ямки-могилы - обвалившиеся захороне­ния древних людей.

Чтобы прояснить ситуацию, кра­еведы занялись изучением Яренских переписных книг 17-го века. Оказалось, что в этих местах рань­ше было три населенных пункта: Киа, Кортовка и Наволок. После­дний располагался как раз вдоль протоки Кэртвис. Возможно, стран­ные могилы - это все, что осталось от того рода-племени...

Есть еще одна версия. Анатолий Смилингис не исключает, что ано­мальные деревья и могилы - сле­ды жизнедеятельности чуть ли не вогульских (мансийских) племен. А деревья - своеобразные надгроб­ные сооружения в системе язычес­кого культа поклонения лесу. Кстати, отголоски этого языческого ри­туала сохранились и по сей день в виде еловых веточек, которые при­нято разбрасывать перед похорон­ной процессией.

Древние люди, жившие на тер­ритории современного Корткеросского района, по предположению местных краеведов, высаживали на погребении деревья нескольких видов, словно хотели рассказать историю своих семей. Сосна в цен­тре «надмогильного букета», воз­можно, олицетворяла мужчину, ель - женщину. А пихты высаживали по количеству детей. В таинственном лесу около Кэртвиса встречаются композиции даже из пяти деревь­ев. Саженцы, как правило обла­мывали на уровне человеческого роста, отсюда - причудливые фор­мы, которые эти «надгробья» при­обрели.

Такие странные могилы...

Любопытно, что здешние ано­малии и древние захоронения в первую очередь заинтересовали археологов-нелегалов, так называ­емых «черных копателей». В лесу на месте старых могил то и дело встречаются свежие ямы. По мне­нию специалистов Института язы­ка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, раскоп­ки велись хотя и нелегально, но со знанием дела: работы проведены очень аккуратно, будто по учебни­ку полевой археологии...

Однако профессиональные ар­хеологи не склонны делать столь категоричные выводы. Ученый сек­ретарь ИЯЛИ КНЦ Уро РАН Игорь Васкул, по приглашению корткеросских краеведов посетивший эти места, пока не видит здесь особой сенсации:

- Действительно, место ано­мальное. Но не более того. Сред­невековые могильники X-XIV веков древних коми обычно образуют стройные ряды провалов - надмо­гильные перекрытия прогнивают, и образуется яма. В народе такие могильники называются «чудь гу». Как правило, там находят какие-то древние вещи. Но наряду с ними есть и другие чудские ямы - углежогные - для древесного угля. Внешне они не отличаются от «чудь гу», но значительно моложе, XVII-XIX веков.

Однако корткеросская «Свя­щенная роща» отличается от мо­гильников древних коми. Деревья растут в низине, в пойме реки. А чудь хоронила на боровых терра­сах. Что представляла собой изна­чально эта роща, объяснить зат­рудняюсь...

По словам Игоря Васкула, он видел ямы «черных археологов», даже пытался их «освежить», про­вести собственные раскопки, но ничего подтверждающего, что здесь имеются именно чудские за­хоронения, не обнаружил.

- Лес, безусловно, интересен, но в первую очередь для предста­вителей естественно-научных дис­циплин. Хотя, возможно, и архео­логи когда-нибудь сделают здесь интересные находки, - резюмиру­ет ученый.

Между тем корткеросские крае­веды выдвигают свое весьма лю­бопытное объяснение. Находку они связывают с легендой о Кэрт айке, который, поселившись в этих местах в доисторические времена, сковал огромную цепь и перегоро­дил ею Вычегду и взимал дань со всех проплывающих по реке тор­говых кораблей. Попутно он при­теснял и местное население, часть которого, спасаясь от легендарно­го разбойника, якобы и нашла при­бежище около Кэртвиса, в «Свя­щенной роще».

Не рубите, мужики!

Древние люди поклонялись де­ревьям, считая их живыми суще­ствами, способными чувствовать боль, плакать и даже мстить. Еще в начале нашего века тунгусы ве­рили, что дереву больно, когда его рубят, и от боли оно может плакать.

К примеру, у белорусов было поверье: кто сломит или срубит рябину, тот скоро умрет сам или же в его доме будет мертвец. Они так­же боялись рубить скрипучее де­рево (поскольку в нем мучается человеческая душа).

Некоторые народы не исполь­зовали при строительстве домов деревья, поврежденные молни­ей, а также сосну, у которой был средний сук («громница»), на­правленный вертикально вверх. Особенно избегали деревьев, имеющих круглый сук, после выпадения которого остается ско­шенное отверстие - этот сук буд­то бы предвещает смерть. У вос­точных славян запрещалось ру­бить на постройку осину, в неко­торых местах такой же запрет налагался и на ель.

В древности народ коми верил, что бывают «прокудливые» - злые, вредоносные - березы. Считались несчастливыми все те деревья, стволы которых «завились» слоя­ми против солнца. А, к примеру, у бурят было поверье, что в построй­ку может затесаться «дерево с ог­нем» - оно дает много тепла, но от него всегда неожиданно может слу­читься пожар.

Весной древесные духи, по древним поверьям, пробуждались и поэтому вместе с зелеными вет­вями так называемого «майского дерева» людьми приносились в дом. Отголоски далекой древнос­ти дошли и до наших дней в рели­гиозном празднике Троицы. Зеле­ная ветка считается символом жиз­ни дома.

Деревья в старину воспринима­лись не только как родоначальни­ки, но и как духи - покровители группы людей - клана, рода, а поз­же - семьи и отдельных ее членов.

Существовали поверья и о том, что у каждого из людей есть свое дерево-двойник, которое при по­рубке его этим человеком загово­рит человеческим голосом и ста­нет истекать кровью...

 

Александр БЕЛЯЕВ,

Корткеросский район.

Газета «Трибуна»

11 ноября 2005 года.

 

Hosted by uCoz