Тайна «священной рощи»
Возможно, ее навсегда унесли в
могилу наши далекие предки.
На карте Республики Коми появилась еще одна
аномальная зона, которая привлекает внимание ученых и всех, кто интересуется
таинственными явлениями.
То, что воочию могут наблюдать посетители
«Священной рощи» в Корткеросском районе, потрясает воображение не меньше, чем британский «Стоун Хендж» или
знаменитые пирамиды в Гизе.
Районный
центр дополнительного образования детей
даже организовал туда специальную
экскурсию. Пока бесплатную,
хотя число желающих попасть на это
место быстро растет...
«Дерево любви»
Не так
давно местные краеведы заинтересовались
необычными деревьями, которые тянутся вдоль старого почтового тракта буквально в двух километрах от районного центра. Удивительным показалось то, что в расположении деревьев (их около
двадцати) угадывается некая система,
а рядом с ними отчетливо видны следы
древних захоронений.
А началось все лет семь назад, когда директор Корткеросского краеведческого музея
Александр Панюков обратил внимание на дерево, вернее группу деревьев, весьма причудливой
формы. Стволы и корни у них
оказались настолько тесно переплетены, что
в народе эту композицию окрестили «деревом любви». Причем в единых «узах» сплелись несовместимые вроде
бы сосна и ель.
Вскоре у местных жителей появился своеобразный ритуал: к «дереву любви», несмотря на пересеченную местность, начали приезжать молодожены и повязывать на ветках
разноцветные ленты, что якобы сулит
удачу в семейной жизни. Теперь это
уже стало традицией корткеросских свадеб.
А недавно выяснилось, что дерево это не одиноко - в нескольких
километрах от места паломничества новобрачных обнаружена целая роща,
состоящая из столь необычных сосен и елей.
Здесь надо вспомнить еще один факт, благодаря которому, собственно, и стала
возможной эта находка. Корткеросская протока Кэртвис в последние
несколько лет сильно изменилась. По словам руководителя Корткеросского райкомитета по охране окружающей среды Минприроды РК Станислава Коюшева, Кэртвис с каждым годом расширяется,
отвоевывая у суши все большую площадь. Берега обваливаются, глубина протоки увеличивается.
Изменения заметили и рыбаки, и краеведы. Последние во время
очередной «разведывательной» вылазки и
обнаружили лесную аномалию.
Анатолий Смилингис,
заведующий патриотическим
отделом МОУ
«Корткеросский районный центр дополнительного образования детей», краевед
по призванию,
облазил эти места вдоль и поперек. Проконсультировавшись с лесоводами, он
сделал вывод: так не бывает, чтобы из одной корневой основы выросло сразу несколько стволов,
причем разных пород.
Краевед заметил, что встречаются такие аномальные деревья с определенной
периодичностью, метров через
50, и растут они не хаотично, а строго
вдоль старого почтового тракта.
Поразительно и то, что рядом с
непривычной лесопосадкой отчетливо
видны ямки-могилы - обвалившиеся захоронения древних людей.
Чтобы прояснить ситуацию, краеведы занялись изучением Яренских переписных книг 17-го века. Оказалось, что в этих местах раньше было три населенных пункта: Киа, Кортовка и Наволок. Последний
располагался как раз вдоль протоки Кэртвис. Возможно, странные могилы - это все, что
осталось от того рода-племени...
Есть
еще одна версия. Анатолий Смилингис не исключает, что
аномальные деревья и могилы
- следы жизнедеятельности чуть ли не вогульских (мансийских) племен. А деревья -
своеобразные надгробные сооружения в
системе языческого культа поклонения лесу. Кстати, отголоски этого языческого ритуала сохранились и по сей день в виде еловых веточек, которые принято разбрасывать перед похоронной процессией.
Древние люди, жившие на территории современного Корткеросского района, по
предположению местных краеведов, высаживали на погребении деревья нескольких видов, словно хотели рассказать историю своих семей. Сосна в центре «надмогильного букета», возможно, олицетворяла мужчину, ель - женщину. А пихты высаживали по количеству
детей. В таинственном лесу около Кэртвиса встречаются композиции даже из пяти деревьев. Саженцы, как правило обламывали на
уровне человеческого роста, отсюда - причудливые формы, которые эти «надгробья» приобрели.
Такие
странные могилы...
Любопытно, что
здешние аномалии и древние захоронения в первую очередь заинтересовали археологов-нелегалов, так называемых «черных копателей». В лесу на месте старых могил то и дело встречаются свежие ямы. По мнению специалистов
Института языка, литературы и истории
Коми научного центра УрО РАН, раскопки велись хотя и нелегально, но со знанием дела: работы проведены очень аккуратно, будто по
учебнику полевой археологии...
Однако профессиональные археологи не склонны делать столь категоричные выводы.
Ученый секретарь ИЯЛИ КНЦ Уро РАН Игорь Васкул, по приглашению корткеросских краеведов
посетивший эти места, пока не видит
здесь особой сенсации:
-
Действительно, место аномальное. Но не
более того. Средневековые могильники X-XIV веков древних коми
обычно образуют стройные ряды провалов - надмогильные перекрытия прогнивают, и образуется яма. В народе такие могильники
называются «чудь гу». Как правило, там находят какие-то древние вещи. Но наряду с ними есть и другие чудские ямы - углежогные - для древесного угля. Внешне они не отличаются от «чудь гу»,
но значительно моложе, XVII-XIX
веков.
Однако корткеросская «Священная роща»
отличается от могильников древних коми. Деревья растут в низине, в пойме реки. А чудь хоронила на боровых террасах.
Что представляла собой изначально эта роща, объяснить затрудняюсь...
По словам Игоря Васкула, он видел ямы «черных
археологов», даже пытался их «освежить», провести собственные раскопки, но ничего
подтверждающего, что здесь имеются именно чудские захоронения, не
обнаружил.
- Лес, безусловно,
интересен, но в первую очередь для представителей естественно-научных
дисциплин. Хотя, возможно, и археологи
когда-нибудь сделают здесь интересные находки, - резюмирует ученый.
Между тем корткеросские краеведы выдвигают свое
весьма любопытное
объяснение. Находку они связывают с легендой о Кэрт
айке, который, поселившись в этих местах в
доисторические времена, сковал огромную цепь и перегородил ею Вычегду и взимал дань со всех проплывающих по реке торговых кораблей. Попутно он притеснял и местное население, часть которого, спасаясь от легендарного разбойника, якобы и нашла прибежище
около Кэртвиса, в «Священной роще».
Не рубите, мужики!
Древние люди
поклонялись деревьям, считая
их живыми существами, способными чувствовать боль,
плакать и даже мстить. Еще в начале
нашего века тунгусы верили, что
дереву больно, когда его рубят, и от
боли оно может плакать.
К примеру, у белорусов было поверье: кто сломит или срубит рябину, тот скоро
умрет сам или же в его доме будет мертвец. Они также боялись рубить скрипучее дерево
(поскольку в нем мучается человеческая
душа).
Некоторые народы не использовали при строительстве домов деревья, поврежденные
молнией,
а также сосну, у которой был средний сук («громница»), направленный
вертикально вверх. Особенно избегали деревьев, имеющих круглый сук, после выпадения которого остается скошенное отверстие - этот сук будто бы предвещает смерть. У восточных славян запрещалось рубить на постройку
осину, в некоторых местах такой же
запрет налагался и на ель.
В древности народ коми верил, что бывают «прокудливые» - злые,
вредоносные - березы. Считались несчастливыми
все те деревья, стволы которых
«завились» слоями против солнца. А, к примеру, у бурят было поверье, что в постройку может затесаться «дерево с огнем» - оно
дает много тепла, но от него всегда
неожиданно может случиться пожар.
Весной древесные духи, по древним поверьям, пробуждались и поэтому
вместе с зелеными ветвями
так называемого «майского дерева» людьми
приносились в дом. Отголоски далекой
древности дошли и до наших дней в
религиозном празднике Троицы. Зеленая
ветка считается символом жизни
дома.
Деревья в старину воспринимались не только как родоначальники, но и как духи - покровители группы
людей - клана, рода, а позже - семьи и отдельных ее членов.
Существовали поверья и о том, что у каждого из людей есть свое дерево-двойник,
которое при порубке его этим человеком заговорит человеческим голосом и станет
истекать кровью...
Александр БЕЛЯЕВ,
Корткеросский район.
Газета
«Трибуна»
11 ноября
2005 года.