Священная роща на задворках
Корткероса
- У вас в Додзи, на берегу озера,
сосна древняя стоит ли еще? - спросил я у добродушного бородача, с которым мы плечом к плечу ехали в переполненном
автобусе.
- Стоит, родимая, куда ей деться?..
Мужики было
решили спилить, да во всей деревне пилы подходящей не на шли. Втроем не охватишь - метра четыре
ведь по окружности... Покряхтели и
отступились. Святое дерево - раньше к таким с
молитвой шли, а теперь - с топором
норовят...
Дерево любви?.. Дерево союза родов и
согласия?..
Из
истории видно как часто в древности наши
предки вступали в самые различные контакты с жителями теневого мира. То, что нам кажется сейчас сказками, выдумками, чудесами, для них являлось частью их обыденной жизни...
А.Семенова, О.
Шувалова.
«Амулеты и
талисманы».
Лет семь назад житель Катыда, верхнего конца
села Корткерос, В. Куров показал мне так называемое
Дерево любви на берегу озера Виямты. От крутого поворота
автодороги надо спуститься по косогору к третьему озерцу,
над которым вознеслись ввысь пронизавшие друг друга кроны
сосны и ели. При подходе они
напоминают очень большой стог.
У них мощная корневая система, по сути дела,
один общий -
обожженный костром - ствол... Скорее всего,
как вспоминает мой 40-летний сосед Николай Казаков, сосну обожгли в годы
детства его сверстники, они там любили плавать по озеру на плоту, жечь
костры, играть в прятки... Примерно на
высоте человеческого роста главный ствол разветвляется. Ствол и отростки
образуют, подобие грота, в котором
могут отдохнуть два-три человека...
Несложно
сообразить, почему именно Деревом любви называют это чудо природы: сосна и ель срослись и взаимопрониклись, как два любящих человека, прожившие вместе целую вечность...
Никто
не может объяснить, как появилось это чудо. Что же мешает нам
предположить, как это могло случиться?.. Возможны, по меньшей
мере, три варианта. Естественный: ветерок занес в одну ямку семена сосны и
ели. Из них проклюнулись деревца и начали взаимно прорастать корневыми системами,
стволами, ветвями... Генный вариант, как
предположил краевед Анатолий Смилингис.
Когда диковинные деревья подросли и сами стали семенниками, их семечки
«запомнили» причудливую игру природы и воспроизвели ее.
Лично я считаю, что в данном случае молодому деревцу
- творению природы - помог человек. Любители
садоводства и сами запросто могут
повторить такой эксперимент.
Сделать, к примеру, срез в области
корневой шейки сестер - березы и ольхи, соединить их, залить садовым варом и посадить в одну ямку... И вот подрастает у дома береза-ольха... Что мешало нашим предкам точно так же соединить сосну, ель, а то и пихту к ним добавить для
разнообразия?!.. Такое дерево - сосну-пихту-ель я встретил неподалеку от колхозного пункта дойки, у старой тропы в сторону исчезнувшей деревни Наволок «на старой реке Вычегде», в которой, по свидетельству И. Жеребцова, еще в 1646 году
насчитывалось три двора. В ту далекую пору
в деревне Кортовской «на устье курьи» проживал ее основатель Артем Казаков с сыновьями Семеном,
Гавриилом и Афанасием. А чуть ниже по
Вычегде на притоке - «реке Кие» - пускала дымок в задумчивое небо керка братьев
Евдокима и Семена Казаковых с сыновьями...
Не в ту ли седую древность уходят
корни сращенных, как я полагаю, знаковых, межевых деревьев,
обозначавших границы промысловых угодий соседствующих семей?!.. Ведь
у каждой было свое дерево - тотем, оберег,
покровитель рода. И в таком случае
эти деревья можно назвать деревьями
согласия и мира, посаженными в знак
добрососедских отношений на вечные
времена.
В последнее годы сам по себе,
избродил я леса между ручьем, питающим Вадты и Виямты,
и старым руслом Вычегды - Кортвисом... А кружковцы из Дома пионеров и школьников прошла по маршруту предлагаемой нами историко-экологической тропы. С восторгом открыли для себя юные краеведы лесных
великанов, рядом с которыми, как оспины, виднелись то холмики, то ямки загадочного
происхождения... Только вдоль Кортвиса ребята
насчитали 16 деревьев - памятников
природы и даже придумали им имена:
Семья, Мальчик с матерью, Старый
колдун, Дикобраз, Папа, Мама и дочка, Молящийся
небу и т.д. В августе - сентябре
каждая прогулка в окрестностях предполагаемой экскурсионной тропы открывала мне новые и новые причудливые
деревья. Их здесь десятка три, если не
больше. Величавой, невозмутимой
неповторимостью они приводят душу в трепет буквально на каждой гривочке. Сложилось ощущение, что
необычные деревья - остатки древней свя щенной рощи,
в которой наши далекие предки поклонялись
своим растительным властелинам. По их представлениям, такие деревья связывали воедино мир нижний и
мир верхний, то есть воплотившихся в них Мать Сыру
землю и Отца-Солнце.
Эта мысль,
как молния,
пронзает твое существо у диковинных
деревьев.
Вожапу - не миф, а реальность
Коми
были православными, но вместе с христианской религией все еще сохранили многие верования,
легенды и ритуалы дохристианских
языческих культов...
: Коми
мифология.
Существовала, оказывается, во времена давние традиция вместо крестов и памятников сажать в ногах у
покойного дерево, как правило, сосну с развилкой и обламывать (или обрезать) главный ствол... Зачем?..
Чтобы защитить себя от возвращения ушедших - в особенности умерших не своей или необычной смертью - в образе теней
нижнего мира... Вожапу - назывались такие деревья. О связанных с ними
«преданьях старины глубокой» подробно рассказывается в энциклопедии «Коми мифология». Считается, чтоу вожапу два
сердца, что через их развилку можно увидеть
путь в иной мир, через нее якобы проходит дорога лешего, и преградить ее можно лишь с помощью огня... Большинство причудливых лесных великанов урочища Катыд,
безусловно, относятся к категории
вожапу. У многих из них виднеется усохший обломок ствола, да и растут они изямок осевших
могил...
Если вдумчиво изучишь топографию местности,
то поймешь, что стыки угодий обозначены совместно посаженны ми
сращенными деревьями. Одно из них - сосну-ель у Виямты
корткеросцы называют Деревом любви. Недавно молодая учительская пара вспомнила давний обычай - украсила ее розовыми и голубыми лентами в день своей
свадьбы. И у каждой семьи, скорее всего, в
ее угодьях было свое место захоронения,
которое и сегодня распознаешь по вожапу: сосне с двойной или
множественной развилкой при обычной
смерти и ели, когда человек наложил
на себя руки... Так называемых
заложных покойников (колдунов, ведьм, самоубийц, опойц, некрещеных детей) хоронили за рекой. В данном случае - на
острове за Кортвисом (Старой Вычегдой), где
также встречаются вожапу...
Всего-то и нужно - школьное лесничество
создать
Считаем
целесообразным организовать на базе всех этих
объектов один памятник природы
районного значения и использовать
его для организации экологического просвещения населения (экологическая тропа).
А. Таскаев,
директор
Института биологии КНЦ УрО РАН.
Время неумолимо течет меж вечно
зеленых ветвей, шепчущихся с нами голосами прапредков.
Оно не щадит ни нас, порой
злоупотребляющих своей «всевластностью», ни лесных великанов. Некоторые из них опалены, надтесаны, превращены в безобразные обрубки или пни. Раньше такое было невозможно. Мудрый обычай запрещал трогать деревья
памяти, использовать их в строительстве или
на дрова, что навлечет несчастье на дом порубщика. Я рассказал о нем соседу, а тот мне в ответ:
- А чем мы
печи топить будем?..
Нет
сложности в том, чтобы заполучить в лесу делянку или просто
купить дрова. Проблема в том, чтобы сохранить уникальные деревья -
памятники природы и истории, собранные так
кучно в доступном для подрастающих
поколений месте. Практически - на окраине райцентра. Инициативная группа и
автор этих строк просят Корткеросскую
администрацию принять I решение о том, что лесное урочище Катыд
является заказником «Священная роща». Другого
такого собрания лесных исполинов нет
во всей республике, и, может быть,
его следует считать охраняемым, объектом республиканского значения, где можно проводить всевозможные экскурсии, слеты, соревнования.
Запретить
здесь всякую
лесодобычу ( кроме рубок
ухода), свалки мусора, взять на учет
примечательные деревья, присвоить им имена, которые предложат
дети... В результате дачного строительства
в Корткеросе утрачена экологическая тропа. Жизнь заставляет превратить в эколого-краеведческую тропу стежки-дорожки, натоптанные здесь многими поколениями корткеросцев. Их можно обустроить, если создать на базе Корткеросской средней школы и лесхоза школьное лесничество. Такая форма экологического воспитания
эффективна, к примеру, в Подтыбке.
В уникальном местечке есть все признаки древних
захоронений, чудских ям, поэтому оно
достойно внимания и изучения
ученых - биологов и археологов.
В.
ДЕМИДОВ.
«Красное знамя» четверг
11 октября 2001 года