Священная роща на задворках Корткероса

 

- У вас в Додзи, на берегу озера, сосна древняя стоит ли еще? - спросил я у добродушного бородача, с кото­рым мы плечом к плечу ехали в переполненном авто­бусе.

- Стоит, родимая, куда ей деться?.. Мужики было решили спилить, да во всей дерев­не пилы подходящей не на­ шли. Втроем не охватишь - метра четыре ведь по окружности... Покряхтели и отсту­пились. Святое дерево - рань­ше к таким с  молитвой шли, а теперь - с топором норовят...

Дерево любви?..  Дерево союза родов и согласия?..

Из истории видно как час­то в древности наши предки вступали в самые различные контакты с жителями тене­вого мира. То, что нам кажет­ся сейчас сказками, выдумка­ми, чудесами, для них являлось частью их обыденной жизни...

А.Семенова, О. Шувалова.

«Амулеты и талисманы».

Лет семь назад житель Катыда, верхнего конца села Корткерос, В. Куров показал мне так называемое Дерево любви на бе­регу озера Виямты. От крутого поворота автодороги надо спуститься по косогору к третьему озерцу, над которым вознеслись ввысь пронизавшие друг друга кроны сосны и ели. При подхо­де они напоминают очень боль­шой стог.

У них мощная корневая си­стема, по сути дела, один общий - обожженный костром - ствол... Скорее всего, как вспоминает мой 40-летний сосед Николай Казаков, сосну обожгли в годы детства его сверстники, они там любили плавать по озеру на пло­ту, жечь костры, играть в прятки... Примерно на высоте чело­веческого роста главный ствол разветвляется. Ствол и отрост­ки образуют, подобие грота, в котором могут отдохнуть два-три человека...

Несложно сообразить, поче­му именно Деревом любви на­зывают это чудо природы: сосна и ель срослись и взаимопро­никлись, как два любящих че­ловека, прожившие вместе це­лую вечность...

Никто не может объяснить, как появилось это чудо. Что же мешает нам предположить, как это мог­ло случиться?.. Возможны, по меньшей мере, три варианта. Естественный: ветерок занес в одну ямку семена сосны и ели. Из них проклюнулись деревца и начали взаимно прорастать корневыми системами, ствола­ми, ветвями... Генный вариант, как предположил краевед Анатолий Смилингис. Когда ди­ковинные деревья подросли и сами стали семенниками, их семечки «запомнили» причудливую игру природы и воспро­извели ее.

Лично я считаю, что в данном случае молодому деревцу - тво­рению природы - помог человек. Любители садоводства и сами запросто могут повторить такой эксперимент. Сделать, к приме­ру, срез в области корневой шей­ки сестер - березы и ольхи, со­единить их, залить садовым варом и посадить в одну ямку... И вот подрастает у дома береза-ольха... Что мешало нашим предкам точно так же соединить сосну, ель, а то и пихту к ним добавить для разнообразия?!.. Такое дерево - сосну-пихту-ель я встретил неподалеку от колхоз­ного пункта дойки, у старой тро­пы в сторону исчезнувшей де­ревни Наволок «на старой реке Вычегде», в которой, по свиде­тельству И. Жеребцова, еще в 1646 году насчитывалось три двора. В ту далекую пору в де­ревне Кортовской «на устье ку­рьи» проживал ее основатель Артем Казаков с сыновьями Се­меном, Гавриилом и Афанаси­ем. А чуть ниже по Вычегде на притоке - «реке Кие» - пускала дымок в задумчивое небо керка братьев Евдокима и Семена Ка­заковых с сыновьями...

Не в ту ли седую древность уходят корни сращенных, как я полагаю, знаковых, межевых деревьев, обозначавших грани­цы промысловых угодий сосед­ствующих семей?!.. Ведь у каж­дой было свое дерево - тотем, обе­рег, покровитель рода. И в таком случае эти деревья можно на­звать деревьями согласия и мира, посаженными в знак доб­рососедских отношений на веч­ные времена.

В последнее годы сам по себе, избродил я леса между ручь­ем, питающим Вадты и Виямты, и старым руслом Вычегды - Кортвисом... А кружковцы из Дома пионеров и школьни­ков прошла по маршруту пред­лагаемой нами историко-экологической тропы. С восторгом открыли для себя юные крае­веды лесных великанов, рядом с которыми, как оспины, вид­нелись то холмики, то ямки загадочного происхождения... Только вдоль Кортвиса ребята  насчитали 16 деревьев - па­мятников природы и даже при­думали им имена: Семья, Маль­чик с матерью, Старый колдун, Дикобраз, Папа, Мама и дочка, Молящийся небу и т.д. В авгус­те - сентябре каждая прогулка в окрестностях предполагаемой экскурсионной тропы открыва­ла мне новые и новые причуд­ливые деревья. Их здесь десят­ка три, если не больше. Велича­вой, невозмутимой неповтори­мостью они приводят душу в трепет буквально на каждой гривочке. Сложилось ощуще­ние, что необычные деревья - ос­татки древней свя щенной рощи, в которой наши далекие предки поклонялись  своим растительным  властелинам. По их представлениям, такие деревья связыва­ли воедино мир нижний и мир верхний, то есть воплотившихся в них Мать Сыру землю и Отца-Солнце.

Эта мысль, как молния,  пронзает твое существо у диковинных деревьев.

Вожапу - не миф, а реальность

Коми были православными, но вместе с христианской  религией все еще сохранили многие веро­вания, легенды и ри­туалы дохристианских    языческих  культов...

:     Коми мифология.

Существовала, оказывается, во вре­мена давние традиция вместо крестов и памятников сажать в ногах у покойного дерево, как правило, сосну с развилкой и обламывать (или обрезать) главный ствол... Зачем?.. Чтобы защитить себя от возвращения ушедших - в особенности умерших не своей или необычной смертью - в образе те­ней нижнего мира... Вожапу - назывались такие деревья. О связанных с ними «преданьях старины глубокой» подробно рассказывается в энциклопедии «Коми мифология». Считается, чтоу вожапу два сердца, что через их развилку можно увидеть путь в иной мир, через нее якобы про­ходит дорога лешего, и прегра­дить ее можно лишь с помощью огня... Большинство причудливых лесных великанов урочища Катыд, безусловно, относятся к  категории вожапу. У многих из них  виднеется усохший обломок ствола, да и растут они изямок осевших могил...

Если вдумчиво изучишь топографию местности, то поймешь, что стыки угодий обозначены совместно посаженны ми сращенными деревьями. Одно из них - сосну-ель у Виямты корткеросцы называют Деревом любви. Недавно молодая учительская пара вспомнила давний обычай - украсила ее розовыми и голубыми лентами в день своей свадьбы. И у каждой семьи, скорее всего, в ее угодьях было свое место захоронения, которое и сегодня     распознаешь по вожапу: сосне с двойной или множественной развилкой при обычной смерти и ели, когда человек наложил на себя руки... Так называемых заложных покойников (колдунов, ведьм, самоубийц, опойц, некрещеных детей) хоронили за рекой. В данном случае - на острове за Кортвисом (Старой Вычегдой), где также встречаются вожапу...

Всего-то и нужно - школьное лесничество создать

Считаем целесообразным организовать на базе всех этих объектов один памят­ник природы районного значе­ния и использовать его для организации экологического просвещения населения (эко­логическая тропа).

А. Таскаев,

директор Института биоло­гии КНЦ УрО РАН.

Время неумолимо течет меж вечно зеленых ветвей, шепчу­щихся с нами голосами прапредков. Оно не щадит ни нас, порой злоупотребляю­щих своей «всевластностью», ни лесных великанов. Некоторые из них опалены, надтесаны, превращены в бе­зобразные обрубки или пни. Раньше такое было невозможно. Мудрый обычай запрещал тро­гать деревья памяти, использо­вать их в строительстве или на дрова, что навлечет несчастье на дом порубщика. Я рассказал о нем соседу, а тот мне в ответ:

- А чем мы печи топить бу­дем?..

Нет сложности в том, чтобы заполучить в лесу делянку или просто купить дрова. Пробле­ма в том, чтобы сохранить уни­кальные деревья - памятники природы и истории, собранные так кучно в доступном для под­растающих поколений месте. Практически - на окраине рай­центра. Инициативная группа и автор этих строк просят Корткеросскую администрацию принять I   решение о том, что лесное урочище Катыд является заказником «Священная роща». Дру­гого такого собрания лесных исполинов нет во всей респуб­лике, и, может быть, его следует считать охраняемым,   объектом республиканского значения, где можно прово­дить всевозможные экскурсии, слеты, соревнования.

Запретить здесь вся­кую лесодобычу ( кроме рубок ухода), свалки му­сора, взять на учет примечательные деревья, присвоить им имена, ко­торые предложат дети... В результате дачного строительства в Корткеросе утрачена экологи­ческая тропа. Жизнь за­ставляет превратить в эколого-краеведческую тропу стежки-дорожки, натоптанные здесь многи­ми поколениями корткеросцев. Их можно обуст­роить, если создать на базе Корткеросской средней школы и лесхоза школьное лесничество. Такая форма экологического воспитания эффективна, к примеру, в Подтыбке.

В уникальном местечке есть все признаки древних захоронений, чудских ям, поэтому оно достойно внимания и изучения ученых - биоло­гов и археологов.

 

В. ДЕМИДОВ.

«Красное знамя» четверг

 11 октября 2001 года

 

 

Hosted by uCoz