Пресса

 

 

 

  03.08.2012

 

Совсем испорченные
В коми деревнях голые женщины кормят шеву собственным телом

Недавно финно-угорский портал распространил информацию: школьники из отдаленного корткеросского поселка Нившера сняли фильм «Шева». Причем им удалось не просто рассказать о загадочном и мистическом явлении, но и подготовить интервью с самой шевой — носителем порчи, по представлениям коми.

Я не я
Лично у меня это сообщение вызвало оторопь. В студенческие годы я помогала известному ученому Павлу Лимерову собирать этнографический материал о коми колдунах. И столкнулась с тем, что жители лесной глубинки, где до сих пор сохраняется вера в людей со сверхъестественными способностями, очень неохотно говорят о шеве и обо всем, что с нею связано.
А уж найти того, кто подтвердит, что он и есть шева — практически невозможно. Кто же признается, что наводит порчу на соседей?
— Нет, интервью с шевой дети не снимали, — сразу же уточнила мне руководитель нившерской школьной лаборатории, в которой снимаются учебные фильмы, Ева Кучаева. — Одна из героинь фильма рассказала школьникам о том, как на нее навели порчу. Женщина, о которой идет речь, и не предполагала, что школьники используют сюжет о шеве в фильме о традициях Нившеры. Если бы ее предупредили заранее, она, возможно, и не призналась бы, что ей «дали шеву».

Минздрав предупреждает...
Интерес нившерских школьников к этой теме далеко не случаен. Издревле села по реке Вишере в Корткеросском районе считались местом обитания многочисленных колдунов.
В Богородске до сих пор бытует мнение, что раньше в этом селе по одну сторону церкви жили целители, а по другую — колдуны. Они-то и могли наслать особый вид порчи — шеву.
Современные люди, имевшие дело с носителями порчи, рассказывали мне: шева, попавшая в организм человека, начинает там безраздельно хозяйничать. Ведет себя в высшей степени произвольно. Можно сказать, капризничает, требуя от человека то одно, то другое.
Об одной женщине из Богородска рассказывают, что неожиданно в зрелом возрасте эта благообразная матрона вдруг принялась пить и курить. А вся причина была в том, что кто-то «дал ей шеву», имеющую пристрастие к табаку. Поселившись в трезвой и некурящей женщине, шева быстро заставила ее стать рабыней табачного зелья.

С чужого голоса

Шева мучает человека не постоянно, а приступами. Часто бывает достаточно какого-либо слова, запаха или же неприятного зрительного впечатления, как шева приходит в бешенство.
Мне самой однажды в деревне Выльыб пришлось наблюдать подобный приступ у пожилой женщины. Когда она сильно простыла, родственники, пытаясь помочь больной, предложили старушке мед. Но, видимо, ее шева не переносила этот продукт. Бедная бабушка мгновенно покраснела, у нее начался приступ удушья, и откуда-то изнутри женского тела раздался тонкий визгливый крик. При этом губы бабушки не шевелились!
Родственники быстро поняли в чем дело и стали громко говорить о том, что никакого меда не будет. После этой фразы шева «успокоилась», бабушке тут же стало лучше.

Руки вверх!

Знающие люди рассказывают: человек, испорченный шевой, сам не может ее никому передать. То есть он не способен наводить порчу на других. Это удел черных знахарей.
Вылечить больного, получившего шеву, по поверьям жителей корткеросских сел, может только колдун, который наслал порчу. О том, как это происходит, рассказывают множество историй. Так, в селе Большелуг жил Ларе Алексан. Он был знаменит тем, что мастерски валял валенки. Но одновременно он был еще и сыном носительницы шевы Ларе Варук.
— Однажды он зашел к нам. Родителей дома не было. Сестру я успела затолкать на полати, а меня он поймал и передал шеву. Мне сразу стало плохо, — вспоминает Зоя Ларукова.
Когда родители возвратились, дети рассказали о страшном госте. Отец, зная о черных делах Ларе Алексана, отправился к нему, прихватив ружье. И пригрозил: если колдун не избавит дочь от шевы, то его ждет пуля.
Мужчина, конечно, не признался в содеянном. Но на следующее утро родители заметили колдуна, который снова ходил возле их дома. Как рассказала Зоя Ларукова, видимо, он обратно «позвал свою шеву». И как только колдун ушел, девочке сразу стало легче.

На перекрестке трех дорог

Есть и еще один способ передать человеку шеву. Тайный волосок кладут у тех мест, где часто проходят люди. При этом выбирают дорожные неудобья с таким расчетом, чтобы человек тут выругался. Подходят для подобных «засад» раскаты, ухабы, высунувшиеся пни, обрывы, концы огородных кольев, а в домах — пороги, лестницы, ведущие в хлев. Считается, что при любом ругательстве шева автоматически входит в человека.
По современным представлениям сельских жителей, шева чаще имеет вид маленького животного, червячка, ящерицы, жука. Эти червячки хранятся обыкновенно где-либо в голбце, в хлеве, в берестяных корзиночках (чуманах).
Как и всякое живое существо, шева имеет потребность в пище. Колдун кормит ее, зачастую — собственным телом.
Упоминавшуюся уже женщину из Большелуга Ларе Варук якобы однажды застали в тот момент, когда она кормила свою шеву в бане. Женщина раздевалась донага, и жуки ползали по ее ногам и обнаженной груди.
По мнению коми, шева – существо материальное, способное принимать самые разнообразные внешние формы. Чтобы незаметно попасть в организм человека через рот или через ухо, шева принимает вид волосинки, соринки. Даже современные коми, увидев у кого-либо волосинку, попавшую в рот вместе с хлебом или другой едой, обязательно предупре-
дят человека об этом. Селяне на Вишере и сегодня ни за что не возьмут в рот хлеба, не сдунув предварительно приставших к нему волосков. И ни один коми здесь не станет пить любой напиток, если предварительно на него не подует.

Трава забвения

— Люди иногда говорят, что они видели как та или иная колдунья кормила шеву, как она пыталась наслать порчу. Но ни один колдун сам не признается, что он занимается подобными делами, — утверждает фольклорист, кандидат филологических наук Павел Лимеров.
По рассказам жителей корткеросских сел, от этой порчи можно спастись не только обратившись к колдунам, но и с помощью фитотерапии. Якобы на вишерских лугах растет специальная трава (шева турун). Причем растет она лишь в одном месте, на лугу между селами Богородск и Сюзяыб. Из местных жителей никто конкретно указать на эту траву не может. И все равно существует устойчивое мнение: если человек сам найдет такую траву и выпьет отвар из нее, он может навсегда избавиться от этой порчи.
Современные ученые рассматривают истории о шеве исключительно как фольклор. Тем не менее, впечатлительным людям наносит вред уже одно только подозрение, что их «испортили». В итоге у человека могут возникнуть проблемы с психикой.

Одержимые

А что думают по этому поводу представители церкви?
— Шева, по другому кликушество — это чисто языческое определение реально существующего явления, — ответил секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии отец Филипп. — С христианской точки зрения — это беснование, одержимость. Изгнание беса из человека описывается и в Евангелии, все помнят, как Иисус Христос изгонял бесов из одержимых. Конечно, кликушество встречается и в наше время. И не только у коми.
— Одержимость бывает разной степени тяжести, — продолжает отец Филипп. — Человек может кричать различными голосами, подражать крику животных, угрожать, сквернословить, может падать и биться в истерике. У некоторых такие приступы случаются при чтении Евангелия. Бывает, что больные во время службы в церкви впадают в истерику.
Недуг можно победить постом и специальной молитвой. При этом не каждый священнослужитель может взяться за изгнание бесов.
— А как узнать — кто может?
— В подмосковной Троице-Сергиевой лавре есть отец Герман, исцеляющий одержимых. Обычно мы к нему отправляем людей из республики.
— А в Коми есть подобные священнослужители?
— Нет. Правда, в Ульяновском монастыре за одержимыми наблюдают батюшки. Ведь важно понять, что на самом деле мучает человека. Возможно, у него обычные психические заболевания. Вот почему священник должен обязательно посмотреть: бес вселился в человека или мы имеем дело с заболеванием психики. В последнем случае поможет лишь медицинское вмешательство.
— Как часто к вам обращаются по такому поводу?
— Не часто, но бывает.
Екатерина МАКАРОВА.


P.S. Медицина описывает кликушество именно как нервное истерическое заболевание у женщин, выражающееся в судорожных припадках. Составитель знаменитого словаря Владимир Даль, который был к тому же врачом, писал, что лучшим лекарством от кликушества служат... розги. Этим средством в древности и лечили одержимых.

.

 

Наши координаты:

 

Место для встреч:

Корткеросский районный  историко-краеведческий музей       

с. Корткерос ул. Первомайская дом. 10.

 

Для писем

168020 Республика Коми село Корткерос ул. Первомайская дом. 10

 

 

 

Ufo-komi.narod.ru

 

Адреса электронной почты:

vlad-kosmopoisk@mail.ru             Ufo-komi@mail.ru

 

Hosted by uCoz