Кругозор

http://www.komikz.ru/templates/rhuk_milkyway/images/logo.jpg 25.07.2010 15:57

Путь на Маньпупунёр и обратно: поплакать и съесть пуд соли

Примерно год назад, когда все стали говорить о Маньпупунёре, у меня появилась мечта – самой увидеть эти столбы. Но тогда думалось, что это просто мечта: поездка на вертолете – слишком  дорогое удовольствие, а дойти туда пешком вообще казалось нереальным.

Маньпупнёр
Школьники рядом с «болванами». Фото Евгении Удаловой

Но в начале этого лета мне позвонила Лидия Зварич, учитель гимназии искусств, и пригласила в группу для похода на Урал. Вместе с преподавателями и гимназистамимы прошли по следам известного путешественника Василия Латкина. Экспедицию посвятили 200-летию нашего выдающегося земляка и 80-летию Печоро-Илычского заповедника.

15 человек в лодках, не считая собаки

Неподалеку от деревни Усть-Илыч мы погрузились в одиннадцатиметровые «печорские» лодки, и это было начало самой экспедиции. До этого были поезд Сыктывкар – Троицко-Печорск и автобус от станции до реки.

Маньпупнёр

В экспедиции в основном были школьники из гимназии, преподаватели, ну и другие инициативные люди – девять школьников, шесть взрослых. Без проводников в заповедник никого не пускают, поэтому к нашей группе присоединились ещё два  проводника. Кстати, в нашей команде был и четвероногий турист – спаниель Норд.

Он был самым активным и, казалось, никогда не уставал. Пёс всегда забегал вперёд и возвращался. Пока мы шли 40 километров, он набегал все 500!

собака

Путь до деревни Еремеево занял шесть часов. Расстояние было не очень  большое, но против течения плыли очень медленно. С непривычки все устали, кто-то стал даже жалеть,что согласился на поездку. Только когда начался пеший отрезок маршрута, все поняли: ехать в лодке – это счастье: ничего делать не надо, идти не надо, спать можно...

Еремеево

В Еремеево мы провели целый день – ходили к местным жителям, знакомились, спрашивали их о жизни, о старом быте. Вечером в клубе мы рассказали, откуда и зачем приехали, пели песни под гитару, поэтесса Алена Елфимова прочитала  свои стихи. А нам в ответ показали «Еремеевский марш» – танец с фигурами,  что-то похожее на хоровод, ручеек, падеспань. И вместе с местными мы пытались освоить танцевальные фигуры.

Учет консервных банок

Илыч

После Еремеево – снова в лодки. Мы не знали точно, сколько будем ехать, нам сказали, что целый день, поэтому мы были рады, когда уложились в 9 часов. Илыч – очень мелкая река,  но очень чистая – можно увидеть все камни на дне. Глубина разная, в некоторых местах даже лодка не может пройти – приходилось вылезать и тащить свое суденышко волоком. Таким образом мы добрались до Усть-Ляги. С этого кордона начинался пеший участок маршрута.

Печоро-Илычский заповедник

На кордонах у проводника обязательно проверяют пропуск, а также считают, сколько банок консервов мы с собой несём, чтобы на обратном пути мы столько же пустых банок с собой унесли. Мы ещё шутили, что конфеты нужно есть с фантиками. В общем, с Маньпупунёра мы принесли большой мешок мусора.

А дальше – ножками

На Усть-Ляге мы переночевали, а утром отправились дальше. Было холодно, с реки дуло – пришлось надеть на себя всё, что возможно. Первые несколько километров идти было очень трудно. Почти сразу началось болото. Через пару километров мы согрелись и с себя всё сняли, стало полегче. Отдыхали через каждые два километра, после привала появлялись силы, но хватало их ненадолго.

Печоро-Илычский заповедник

На 18 километре развилка на три дороги (как в сказках): прямо – сибиряковский тракт, по которому мы и шли, – это дорога за Урал, налево – путь к плато Торрепорреиз, а наша дорога – направо, к камням Маньпупунёра. В первый день мы прошли 20 километров, оставалось «всего» 16. На ночлег остановились на берегу реки Ляга. Отсюда уже было видно гору, на ней – маленькие-маленькие столбы на вершине. Мы уже поняли, что идём туда, куда надо.

Маньпупунёр

Это была первая ночь, когда я спала в палатке. Проснулась в 4 утра, больше не могла заснуть, хотя и пыталась убедить себя, что утро ещё не настало и нужно отдохнуть часов до семи.

Слезы на последнем километре

Следующий переход показался очень коротким – 10 километров. Дошли до очередной стоянки, оставили вещи и вечером налегке отправились на Маньпупунёр. Идти всё равно было сложно:  тропа очень запутанная, везде коряги валяются, приходится перелезать через поваленные деревья.  Самым сложным оказался последний километр пути, этот подъём мы преодолевали целый час.

Фантастическая скорость – километр в час! Тропы как таковой уже не было. Кто-то из детей даже плакал от того, что сил не осталось, а надо идти. Поднялись на плато и до самих столбов шли полкилометра, было уже легко. А когда гуляли  около «болванов», вообще никакой усталости не чувствовали. Говорят, что это место лечебное,  и в камнях есть сила. Каждый решил на память собрать себе камешков, взяли столько, сколько могли унести.

Маньпупунёр

Мы видели плато во время заката, а вообще в разное время смотрятся «болваны» по-разному. Интересно было бы посмотреть на это место в грозу: страшно, конечно, но интересно. В лагерь мы возвращались около полуночи, а дело было на Ивана Купала, поэтому в траве внимательно высматривали цветки папоротника. Но так ничего и не увидели.

Отстали от группы и чуть не пропустили лагерь, но всё же добрались и были очень довольны. На следующий день мы отдыхали – загорали. Искупаться не удалось, ручей около лагеря был очень мелкий и холодный.

Дорога домой

Обратно шли быстрее, дорога показалась легче. Наверное, дело привычки. Очень болела спина, хотя рюкзак у меня был лёгкий, всего восемь килограммов. Болели ноги, особенно суставы,  но настроение было очень хорошее. На обратном пути на реке Ляга нас посвятили в туристы, все символически съели по «пуду» соли (чайную ложку). За поход мы также съели три коробки  карамелек «Гусиные лапки» и «Лесная лакомка». Их вначале было так много, что никто не хотел их есть, а когда в лесу закончились и конфеты, и сахар, то всё воспринимали эти простые  конфетки как деликатес.

Маньпупунёр

Поход того стоил, попробовать нужно всё. Не жалею ни об одном дне на Урале. Однако на новый поход решусь, наверное, года через два. Пока буду выбирать что-нибудь не столь экстремальное.

Автор: Евгения Удалова

Наши координаты:

Место для встреч:

Корткеросский районный  историко-краеведческий музей       с. Корткерос ул. Первомайская дом. 10.