Крысы – вон
Об Усть-Илычском феномене и кладах, спрятанных в тайге
В мире растет
спрос на грызунов. Цены на живой символ года
взлетели в несколько раз. Однако в
Коми есть таинственное место, куда и
декоративным, и диким крысам путь
заказан. Это село Устъ-Илыч Троицко-Печорского
района. Местные дети о
существовании «королев помоек» знают только по книжкам. А взрослые строят множество версий, относительно того, почему крыса, выживающая даже за Полярным кругом, упрямо не жалует их старинное село.
Грызуны на баржах.
Бывший председатель Усть-Илычского сельсовета Алексей Попов вспоминает, чтовпрежние
времена продукты в село доставлялись по реке баржами. За несколько километров до пункта назначения судно начинало «тонуть». Капитаны, наблюдая, как с баржи прямо в воду десятками выпрыгивали крысы, искали течь. И не находили. Какая-то магическая сила не хотела пускать грызунов дальше.
А вот местному жителю Владимиру Репину удалось-таки привезти крысу домой в стеклянной банке. Но по приезде в Усть-Илыч крыса заметалась, как бешеная, и сдохла...
Магнит для пришельцев.
Старинное село, не пускающее к себе крыс, всегда притягивало много
интересных личностей. Еще до
начала 18 века живописное устье горного Илыча, впадающего
в полноводную Печору, привлекало
предводителей кочующих племен ханты
(йог-pa), манси и ненцев. Следы их «гастролей» повсюду: от названий боров, ручьев, лугов (йогра
яг, йогра ель, йогра ласта) до ... внешности
некоторых коренных жителей. Потомков туземцев легко узнать по широким скулам,
узким темным глазам и смуглой коже.
Задерживались в богатых местах и
отпрыски новгородских разбойников и
русских казаков, идущих за Урал. Помесь двух цивилизаций давала удивительной красоты зырянок и крепких
мужиков. А еще проходящие по этой земле
русские оставляли на зырянской земле клады.
Охотник-промысловик Василий Кузнецов был известен тем, что в день на лыжах
легко мог пробежать 70
километров. Зимой ходил он за Урал за соболем. Возвращение оттуда занимало два-три дня. Однажды домой вернулся совершенно ошарашенный. Потом рассказал друзьям: в лесу увидел дерево с большим дуплом.
- Залез
туда, а там книги старые. И мешок с
золотыми монетами, - рассказывал охотник. Тогда он решил оставить все как есть, вернуться за кладом позже.
Увы, знавший лес как свои пять
пальцев, Кузнецов не нашел больше то
дерево. Фортуна не дала ему второго
шанса. Не смогли повторить его путь и
другие охотники. Так что, вполне возможно, что золото в дупле до сих пор ждет своего нового хозяина. Не исключено, что тот клад - не
единственный...
Домовины старообрядцев.
Позже устье Илыча заселили старообрядцы. В
основном они
приходили из Мылдина (так раньше назывался Троицко-Печорск). До сих пор на кладбище можно найти могилы
старообрядцев,
имитирующие избушки с «кукольными» оконцами. Некоторые из них, из
прогнивших бревен, уже почти развалились, но есть домовины и из свежевыкрашенных
досок. На крестах, которые
обязательно ставят рядом, даты
захоронений: 1996-й, 1987-й...
Многие
старожилы прекрасно помнят одноногого Савву, который жил в Усть-Илыче до 70-х годов прошлого века. Убежденный старовер, Савватий носил длинную белую бороду. Слыл человеком спокойным. На деревенских пацанов, которые
преследовали его за странную незлобивость, не обижался. Но потом он неожиданно исчез. Следы его обнаружились в глухой деревушке Скаляп,
которая находится ниже по Печоре. Савватий стал главой общины самого рьяного течения старообрядчества -
скрытников. Последние отрицают все, что появилась
после раскола и якобы несет на себе печать антихриста. Не признают ни телевизора, ни денег, ни документов. Самые убежденные боятся показывать лицо посторонним и
не пьют из посуды, к которой прикоснулся иновер. Своих они хоронят в лесу, сравняв могилу с землей. Живут тем, что положат им на порог сердобольные
односельчане.
Савватия уже лет десять нет в живых. Однако его
сподвижники
и сподвижницы до сих пор живут в Скаляпе.
Сельский разведчик.
Теперь население Усть-Илыча с каждым годом убывает.
- Детей становится меньше и меньше, -
вздыхает завуч Усть-Илычской школы Ольга Журавлева, - сегодня у нас
всего 75 учеников. Второго класса вообще нет.
Первоклашек всего семь. Молодые специалисты
не задерживаются. Еще недавно две
семейные пары педагогов - Ахме товы и Бабуни
- уехали. Первые - в Татарстан, вторые - в Кировскую область.
Усть-Илычской средней школе
нынче будет, 110 лет. В годы расцвета села
учеников здесь было в несколько раз
больше, чем сегодня. Школа, знаменитая
сильными кадрами, выпестовала немало
известных в будущем врачей,
инженеров, учителей, программистов,
экономистов... Имена многих из них знакомы не только землякам. Вот, к примеру, разведчик Александр Богданов. Он окончил Суворовское училище, после чего служил в КГБ. Не хуже русского он знал
японский, корейский, китайский
языки, объездил многие азиатские
страны. Потом под руководством будущего генсека Юрия Андропова Богданов трудился в аналитическом отделе секретной службы.
- Особых иллюзий по поводу светлого коммунистического будущего Саша Богданов, в отличие от нас,
не питал. Создавалось впечатление, что он наперед знает много из того, что потом произошло
в стране, - вспоминают земляки.
Еще одна коренная жительница Усть-Илыча
Галина Пыстина,
уехавшая сразу после школы в Москву, однажды привезла маме царский подарок -шаль.
Этот презент Гале, узнав, что та едет
в далекое северное село, передала
непосредственная начальница - Раиса Горбачева...
Пропавшая семга.
Не только люди исчезают из Усть-Илыча. Почти не осталась в Печоре былого его символа - семги.
-Раньше такая рыба у
нас ловилась,
что порой снасти не выдерживали,
- вспоминает бывший председатель сельсовета,
он же заядлый рыбак и охотник Алексей Попов. – Меньше одного килограмма рыба не ловилась, 4-7-килограммовая семга считалась не
очень большой.
Норма -17-18 «кило».
Кое-кому из мужиков попадались 36-килограммовые экземпляры. А в конце 90-х на рыбалку стало ездить не в радость. Семги, хариуса в речке почти не осталось.
-Браконьеры извели...
-Не все так грустно.
В селе обязательно
настанут перемены к лучшему, - уверена учитель литературы на
пенсии Майя Порядина.
Та же семга с недавних пор опять стала появляться в реке. Хотя, конечно, не в
прежних количествах.
И снова о крысах.
Кстати, одна из версий того, почему тут не живут крысы, - особый минеральный состав почв. Подобный «крысиный феномен» в Коми
существует еще и в селе Богородск.
Специалисты объясняют его отсутствием
йода в воде и почве. Кое-кто, правда,
полагает, что на Илыче
все дело в особом радиоактивном фоне.
Ведь в 70-х годах на территории района, близ поселка Якша (это ниже по Печоре от Усть-Илыча),
прогремел ядерный взрыв. В любом случае тому, кто выяснит причину крысиной нелюбви, нужно будет вручить Нобелевскую премию. Ведь до сих
пор никто не придумал единственно верного рецепта от вездесущих крыс. Да простит меня символ нынешнего года.
Наталия ШЕВЕЛЕВА
«Красное знамя»
четверг 10
января 2008 года.