Крысы – вон

Об Усть-Илычском феномене и кладах, спрятанных в тайге

 

В мире растет спрос на грызунов. Цены на живой символ года взлетели в несколько раз. Однако в Коми есть таинственное место, куда и декоративным, и диким крысам путь заказан. Это село Устъ-Илыч Троицко-Печорского района. Мест­ные дети о существовании «королев помо­ек» знают только по книжкам. А взрослые строят множество версий, относительно того, почему крыса, выживающая даже за Полярным кругом, упрямо не жалует их старинное село.

Грызуны на баржах.

Бывший председатель Усть-Илычского сельсовета Алексей Попов вспоминает, чтовпрежние времена продукты в село достав­лялись по реке баржами. За не­сколько километров до пункта назначения судно начинало «то­нуть». Капитаны, наблюдая, как с баржи прямо в воду десятками выпрыгивали крысы, искали течь. И не находили. Какая-то магическая сила не хотела пус­кать грызунов дальше.

А вот местному жителю Вла­димиру Репину удалось-таки привезти крысу домой в стек­лянной банке. Но по приезде в Усть-Илыч крыса заметалась, как бешеная, и сдохла...

Магнит для пришельцев.

Старинное село, не пускаю­щее к себе крыс, всегда притяги­вало много интересных личнос­тей. Еще до начала 18 века жи­вописное устье горного Илыча, впадающего в полноводную Пе­чору, привлекало предводителей кочующих племен ханты (йог-pa), манси и ненцев. Следы их «гастролей» повсюду: от назва­ний боров, ручьев, лугов (йогра яг, йогра ель, йогра ласта) до ... внешности некоторых коренных жителей. Потомков туземцев легко узнать по широким ску­лам, узким темным глазам и смуглой коже. Задерживались в богатых местах и отпрыски нов­городских разбойников и рус­ских казаков, идущих за Урал. Помесь двух цивилизаций дава­ла удивительной красоты зыря­нок и крепких мужиков. А еще проходящие по этой земле рус­ские оставляли на зырянской земле клады.

Охотник-промысловик Васи­лий Кузнецов был известен тем, что в день на лыжах легко мог пробежать 70 километров. Зи­мой ходил он за Урал за собо­лем. Возвращение оттуда зани­мало два-три дня. Однажды до­мой вернулся совершенно оша­рашенный. Потом рассказал друзьям: в лесу увидел дерево с большим дуплом.

- Залез туда, а там книги ста­рые. И мешок с золотыми моне­тами, - рассказывал охотник. Тогда он решил оставить все как есть, вернуться за кладом поз­же. Увы, знавший лес как свои пять пальцев, Кузнецов не на­шел больше то дерево. Фортуна не дала ему второго шанса. Не смогли повторить его путь и дру­гие охотники. Так что, вполне возможно, что золото в дупле до сих пор ждет своего нового хо­зяина. Не исключено, что тот клад - не единственный...

Домовины старообрядцев.

Позже устье Илыча засели­ли старообрядцы. В основном они приходили из Мылдина (так раньше назывался Троицко-Печорск). До сих пор на кладбище можно найти могилы старооб­рядцев, имитирующие избушки с «кукольными» оконцами. Не­которые из них, из прогнивших бревен, уже почти развалились, но есть домовины и из свеже­выкрашенных досок. На крестах, которые обязательно ставят ря­дом, даты захоронений: 1996-й, 1987-й...

Многие старожилы прекрас­но помнят одноногого Савву, ко­торый жил в Усть-Илыче до 70-х годов прошлого века. Убежден­ный старовер, Савватий носил длинную белую бороду. Слыл человеком спокойным. На деревенских пацанов, которые пре­следовали его за странную не­злобивость, не обижался. Но потом он неожиданно исчез. Сле­ды его обнаружились в глухой деревушке Скаляп, которая на­ходится ниже по Печоре. Савватий стал главой общины самого рьяного течения старообрядче­ства - скрытников. Последние отрицают все, что появилась после раскола и якобы несет на себе печать антихриста. Не при­знают ни телевизора, ни денег, ни документов. Самые убежден­ные боятся показывать лицо по­сторонним и не пьют из посуды, к которой прикоснулся иновер. Своих они хоронят в лесу, срав­няв могилу с землей. Живут тем, что положат им на порог сердо­больные односельчане.

Савватия уже лет десять нет в живых. Однако его сподвиж­ники и сподвижницы до сих пор живут в Скаляпе.

Сельский разведчик.

Теперь население Усть-Илыча с каждым годом убывает.

- Детей становится меньше и меньше, - вздыхает завуч Усть-Илычской школы Ольга Журав­лева, - сегодня у нас всего 75 уче­ников. Второго класса вообще нет. Первоклашек всего семь. Молодые специалисты не задер­живаются. Еще недавно две се­мейные пары педагогов - Ахме товы и Бабуни - уехали. Первые - в Татарстан, вторые - в Киров­скую область.

Усть-Илычской средней школе нынче будет, 110 лет. В годы расцвета села учеников здесь было в несколько раз боль­ше, чем сегодня. Школа, знаме­нитая сильными кадрами, вы­пестовала немало известных в будущем врачей, инженеров, учителей, программистов, эко­номистов... Имена многих из них знакомы не только земля­кам. Вот, к примеру, разведчик Александр Богданов. Он окон­чил Суворовское училище, пос­ле чего служил в КГБ. Не хуже русского он знал японский, ко­рейский, китайский языки, объездил многие азиатские стра­ны. Потом под руководством будущего генсека Юрия Андро­пова Богданов трудился в ана­литическом отделе секретной службы.

- Особых иллюзий по поводу светлого коммунистического бу­дущего Саша Богданов, в отли­чие от нас, не питал. Создава­лось впечатление, что он напе­ред знает много из того, что по­том произошло в стране, - вспо­минают земляки.

Еще одна коренная житель­ница Усть-Илыча Галина Пыстина, уехавшая сразу после шко­лы в Москву, однажды привез­ла маме царский подарок -шаль. Этот презент Гале, узнав, что та едет в далекое северное село, передала непосредственная начальница - Раиса Горбачева...

Пропавшая семга.

Не только люди исчезают из Усть-Илыча. Почти не осталась в Печоре былого его символа - семги.

-Раньше такая рыба у нас ловилась, что порой снасти не выдерживали, - вспоминает бывший председатель сельсове­та, он же заядлый рыбак и охот­ник Алексей Попов. – Меньше одного килограмма рыба не ло­вилась, 4-7-килограммовая сем­га считалась не очень большой.
Норма -17-18 «кило». Кое-кому из мужиков попадались 36-ки­лограммовые экземпляры. А в конце 90-х на рыбалку стало ез­дить не в радость. Семги, хариу­са в речке почти не осталось.

-Браконьеры извели...

-Не все так грустно. В селе обязательно настанут перемены к лучшему, - уверена учитель литературы на пенсии Майя Порядина.

Та же семга с недавних пор опять стала появляться в реке. Хотя, конечно, не в прежних количествах.

И снова о крысах.

 Кстати, одна из версий того, почему тут не живут крысы, - особый минеральный состав почв. Подобный «крысиный фе­номен» в Коми существует еще и в селе Богородск. Специалисты объясняют его отсутствием йода в воде и почве. Кое-кто, правда, полагает, что на Илыче все дело в особом радиоактивном фоне. Ведь в 70-х годах на территории района, близ поселка Якша (это ниже по Печоре от Усть-Илыча), прогремел ядерный взрыв. В любом случае тому, кто выяснит причину крысиной нелюбви, нужно будет вручить Нобелев­скую премию. Ведь до сих пор никто не придумал единственно верного рецепта от вездесущих крыс. Да простит меня символ нынешнего года.

 

Наталия ШЕВЕЛЕВА

«Красное знамя»

четверг 10 января 2008 года.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz