Вот что делает крест животворящий!


Во дворе одного из домов ижемского села Сизябск, у дороги, стоит шестиконечный трехметровый обетный крест, украшенный множеством небольших разноцветных лоскутков с нашитыми крестиками. По мнению местных жителей, этот древний деревянный крест – чудодейственный.

Каждый год 9 августа – в Пантелеймон лун (день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона) к местной святыне совершают тайное паломничество больные и страждущие ижемцы. Впрочем, жаждущие исцеления приходят и в любой другой день, вернее, ночь. Под ее покровом на старом дереве креста появляется множество новых лоскутков ткани с нашитыми на них крестами. Желательно, чтобы они были сшиты из одежды жаждущего исцелиться паломника. Считается, что таким образом можно избавиться от всех болезней.

Крестики на лоскутки нашивают в основном женщины, они и прикалывают их к деревянному кресту, чтобы предотвратить грозящее несчастье, смертельный исход болезни, мор скота, заручиться успехом у высших сил в каком-либо важном деле. Процесс этот сопровождается молитвами и просьбами об исцелении.

По местному преданию, этот крест был установлен еще в позапрошлом веке во время крестного хода. Тогда в этом месте Сизябск заканчивался. С тех пор село разрослось, и крест оказался почти в центре села, за забором одного из дворов. Конечно, дерево в земле столько лет простоять не может, поэтому время от времени крест заменяли на новый. Вернее, меняли только доски на обшивке креста, а сама древняя основа оставалась прежней.

Несколько лет назад дорожники, асфальтировавшие улицы села, захотели спрямить старую дорогу и предложили передвинуть крест. Неожиданно этому воспротивился хозяин двора, где находится обетный крест. Он и другие сизябцы отстояли «недвижимость» местной святыни. И новую дорогу проложили рядом. Поразительно, но даже в советское время, когда в районе закрыли все церкви, ни у одного из воинствующих атеистов не поднялась рука на сизябский крест!

Четыре года назад сизябский крест снимала телегруппа НТВ, его изучали этнографы из Коми научного центра. По мнению ученых, придорожные, памятные, поклонные и обетные кресты имеют статус местных святынь, наряду с почитаемыми камнями, родниками и деревьями. Как рассказывают старожилы, еще в 1950-е годы в Сизябске стояло 6 подобных крестов. Они «закрывали» ведущие в селение дороги, не пускали нечистую силу – лешаков, «ходячих» покойников (рассказы о них распространены у местных жителей), охраняли от мора и падежа скота. Со временем кресты порушились, упал и этот крест. Но спустя несколько лет его подняли и установили поблизости от того места, где он стоял прежде – у дороги, ведущей на старое кладбище.

Крест был установлен для того, чтобы покойники не могли проникнуть в село и навредить живым людям. Своеобразное отношение ижемских коми к кресту, которое не вполне соответствует христианскому культу, характерно и для местных кладбищ. Подавляющее большинство намогильных памятников составляют деревянные сооружения в форме столбиков различной высоты, изредка встречаются антропоморфные фигуры. Крест одновременно является и символом христианства, и местом обитания души покойного. Кстати, у ижемцев существует запрет класть в гроб или на могилу металлические предметы. Объясняется это тем, что «бесы на том свете притягивают к себе все металлическое, как магнит». Даже нательный металлический крест покойного заменяется на деревянный. Считается, что деревянные намогильные сооружения и предметы связаны с представлениями коми о том, что после смерти душа человека вселяется в дерево.

Обетные кресты были установлены и в других, прилегающих к Сизябску селениях. Как рассказали в деревне Бакур, в 1920-е годы здесь был падеж скота. Собравшись, жители деревни поставили деревянный крест на окраине поселка, на высоком берегу старицы Курья. После установки креста мор скота прекратился. После этого местные жители ходили к кресту молиться. Простоял этот крест до конца 1940-х годов.

Традиция установки или восстановления обетных крестов существует и сегодня. Так, в деревне Ёль три года назад был поставлен деревянный шестиконечный крест с двускатной крышей на территории усадьбы молодого предпринимателя. Инициатором была его мать. По ее словам, в 1940-е годы неподалеку от этого места стоял деревянный крест. «Там, где сейчас находится усадьба сына, был конец деревни, здесь никто не жил, – рассказала она этнографам. – Крест нужен, чтобы дела шли хорошо. Было у сына все плохо. Молилась я, обещала Богу крест поставить, какой раньше стоял. Выпросила, чтобы сын установил. И хорошо все в семье и на работе стало...».

Некоторые сельчане, в заботе о братьях наших меньших, приходят сюда 2 августа – в день Ильи-пророка, который считается покровителем домашних животных. Они прикрепляют к кресту лоскутные крестики за здравие своих оленей, коров, лошадей.

Виктор СЕМЕНОВ.   
/07.02.2008/

 

 

Hosted by uCoz