Кругозор

 

 

 

 

Заклятие Золотой бабы
/ Общество

В Екатеринбурге с величайшими предосторожностями реставрируют статую легендарной Казымской богини

Недавно к екатеринбургским реставраторам обратились сотрудники Ханты-Мансийского краеведческого музея с заурядной, казалось бы, просьбой: восстановить древнюю деревянную скульптуру, найденную сорок лет назад в районе поселка Юильск. Но прежде чем согласиться, екатеринбуржцы долго колебались: двухметровая, почерневшая от времени статуя изображала легендарную Казымскую богиню - божество хантов и манси, с именем которой связано много загадочного и трагического. Согласно преданию всякий, кто потревожит покой богини, может поплатиться за это жизнью и здоровьем. Факт остается фактом: все попытки использовать "юильского идола" в "просветительско-атеистических целях" заканчивались такими странными историями, которые заставили призадуматься даже закоренелых скептиков. Именно поэтому екатеринбургские реставраторы, не стесняясь своих суеверий, прячут изваяние от глаз посторонних, стараясь как можно меньше говорить об этом "экспонате".

Ханты и манси верят, что Казымская богиня - иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой - определяет судьбу человека. Первые упоминания о таинственном божестве относятся к XVI веку. Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Московию в 1517 и 1526 годах, оставил в своих дневниках такую запись: "Рассказывают... будто идол Золотой старухи - это статуя женщины, держащей на коленях сына, и там уже снова виден еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук".

Как и большинству мифических северных персонажей, Казымской богине приписывают способность к перевоплощению. Считается, что она может являться людям в облике зайца, кошки, лебедя, лягушки, вороны, бабочки. Но существует описание и ее человеческого облика: "Она имеет вид старухи в собольей ягушке (накидке), покрытой шелковым платком". По преданию, "постоянным местом жительства" Золотой бабы являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска.

Легенда гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя Казымской богини, сделанная из чистого золота. Золотую бабу искали давно и продолжают искать до сих пор. И всегда эти поиски сопровождались событиями, смахивающими на мистику. Так, во второй половине XVIII века в нижнее Приобье на поиски золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооруженных всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно. Та же участь постигла и отряд НКВД, который в 30-х годах был направлен на поиски золота для диктатуры пролетариата. Ни одному из бойцов не удалось вернуться из похода.

Наконец в 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую бабу, была найдена в одном из лабазов (амбар на сваях из просмоленной древесины) близ поселка Юильск. Тогда это были земли колхоза имени 1 Мая. Председатель колхоза Семен Молданов распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Именно с того времени начинают происходить труднообъяснимые события, которые сами местные жители объясняют гневом потревоженной богини. Вот что рассказывает руководитель Ханты-Мансийского фольклорного фонда при НИИ обско-угорских народов Тимофей Молданов, дальний родственник Семена Молданова: "Приезжие решили забрать с собой деревянного идола и укрывавшие его одежды. Все это было благополучно доставлено в город, но затем начало происходить следующее. Все семеро приезжавших скончались друг за другом в течение трех месяцев. Та же участь постигла их детей и внуков. Их роды вообще перестали существовать. Но этим гнев Казымской богини не ограничился. У председателя колхоза было восемь детей. Все они также умерли за очень короткий срок. Сам же он три года страдал разными болезнями. Обращался к разным врачам, в том числе и московским, но никто не смог определить причину его недугов. Ярый атеист, он в конце концов обратился за помощью к знахарке, и та сказала, что на нем лежит мощное проклятие. Спустя какое-то время председателя парализовало".

Многие верят, что проклятие Казымской богини в силе до сих пор. В прошлом году в Ханты-Мансийске в местном краеведческом музее по личной просьбе губернатора Александра Филипенко была устроена выставка предметов, связанных с Казымской богиней. Выставка закрылась, так и не успев принять первых посетителей. Смотрительницы начали жаловаться друг другу на резкое ухудшение самочувствия, разлады в семьях, а потому решили написать письмо губернатору с просьбой не открывать выставку. Женщинам не поверили, прислали бригаду медиков, которые, осмотрев их, зафиксировали у всех повышенное давление. Все, кто в те дни заходил в здание музея, сразу начинали ощущать необъяснимую тяжесть и желание поскорее выйти на воздух. Выставку свернули, но неприятности не закончились. Устроителем выставки выступал один из научных сотрудников Томского государственного университета. Вскоре у ученого развилась тяжелая форма астмы. Спустя небольшое время скоропостижно скончался супруг директора музея. Корреспонденты "Итогов" не знали об этом, когда обращались к ней с просьбой помочь в подготовке этой статьи, и были удивлены ее категорическим отказом пойти на сотрудничество.

Между тем история Золотой бабы обрастает все новыми легендами. Говорят, что в юильском лабазе в 1961 году действительно хранилось золотое изваяние Казымской богини, но перед приездом музейщиков его заменили на деревянное. Золотую же статую перепрятали в надежном месте. Кое-кто из местных утверждает, что среди болот в окрестностях Юильска был маленький незаметный островок, на который чужому не попасть. Там, мол, и покоилась Золотая баба. А потом якобы, после постройки на Оби мощной гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой. По крайней мере всем пришлым людям рассказывают именно такую версию событий, чтобы поменьше интересовались судьбой Золотой бабы. Когда мы спросили Тимофея Молданова, что он думает обо всем этом, он ответил: "Мы как без Бога остались, но не чувствуем этого. Для нас Казымская богиня все равно существует".

Тем не менее у исследователей не исчезает надежда, что золотая Казымская богиня на самом деле не утонула, а укрывается среди болотистых топей где-то в окрестностях Ханты-Мансийска.

Василий Дятлов

МИФОЛОГИЯ

МИФОЛОГИЯ

Сестра богини

Казымскую богиню часто путают с богиней Калтащ, которая по легенде является ее сестрой, но отличается более мягким нравом. Калтащ - хранительница жизни, покровительница женщин и новорожденных. Святым местом богини Калтащ является село Калтысинские Юрты в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Жительница села, директор местного научного фольклорного фонда Любовь Кошлатова рассказала корреспонденту "Итогов" следующее: "Богинь путают потому, что к ним одинаково обращаются - Сорни-ими. В переводе с хантыйского это "золотая женщина". Моя тетка мне рассказывала, что существовала золотая Калтащ, но так как святые места не принято было охранять, ее украли пришлые цыгане. В 1994 году в Венгрии из олова была выплавлена 30-сантиметровая фигура Калтащ, и сейчас она хранится в деревянном ящике в деревне Молюгорт, недалеко от нашего села".

 

 

Наши координаты:

 

Место для встреч:

Корткеросский районный  историко-краеведческий музей       с. Корткерос ул. Первомайская дом. 10.

 

Для писем

168020 Республика Коми село Корткерос ул. Первомайская дом. 10

 

 

 

Ufo-komi.narod.ru

 

Адреса электронной почты:

vlad-kosmopoisk@mail.ru             Ufo-komi@mail.ru

 

Hosted by uCoz