Кругозор

 

 

 

 

Золотая баба

 

Автор: Татьяна САМОЙЛОВА

Статья опубликована в журнале НЛО № 52 (2005)

На одной из карт знаменитого средневекового картографа Меркатора на пустынной и безликой территории Сибири обозначен лишь один-единственный объект - Золотая Баба. «Неслабая, видно, была статуэтка», - выразился на современном сленге один мой знакомый студент, увидевший ксерокопию этой карты. Действительно, эта «Баба», вероятно, была уникальным объектом, если ее отметили как главную достопримечательность чуть ли не половины азиатского материка. Во всяком случае, имела приличные размеры, чтобы удостоиться подобной чести.

Первые упоминания о загадочной Золотой Бабе, которую позже историки будут отождествлять с угро-финской богиней Юмалой, можно обнаружить в исландских и скандинавских странах. По крайней мере, полученная викингами информация о ней заставляла их на протяжении трехсот лет - с 800-х по 1100-е - каждое столетие совершать набега на Биармию, так они называли территорию нынешней северо-восточной части России. Но каждый раз приходилось возвращаться без добычи - местные жители успевали спрятать свое сокровище и, наученные горьким опытом, переправлять его все дальше на восток. Так с берегов Северной Двины за несколько столетий Золотая Баба перекочевала за Урал.

Но для начала попытаемся разобраться на основании хотя и многочисленных, но ненадежных и противоречивых свидетельств, что же представляла собой эта самая Баба? По одним сведениям, это стоящая женская статуя, а то и вовсе изображение Минервы с копьем в руке, по другим - сидящая одетая или обнаженная женщина с ребенком на руках. Даже имена у них разные: Юмала, Золотая Баба (иногда переводится буквально как Золотая Старуха), Золотая Женщина, Медная Женщина, Золотая Владычица, Злата Майя. И размеры у нее в разных свидетельствах разные: от среднестатистической женщины в натуральную величину до «на аршин выше самого здорового мужика». Нетрудно подсчитать, что в таком случае, если статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн со всеми вытекающими отсюда последствиями для транспортировки по бездорожью, болотам и тайге.

Первым упоминанием на Руси о Золотой Бабе является русская летопись от 1398 года, сообщающая о кончине Стефана Пермского. Летописец отмечает, что святитель жил среди язычников, поклоняющихся «идолам, огню, камню и «Золотой Бабе». По крайней мере, в те годы «Баба» надолго прописалась на территории нынешнего Коми-Пермяцкого округа, поскольку еще в послании митрополита Симона пермякам в 1510 году упоминалось о продолжающемся злостном поклонении местных племен «Золотому Идолу».

В конце XV века сведения о Золотой Бабе достигли и Западной Европы. Польский путешественник Матвей Меховский в 1517 году сообщает: «За землею, названною Вяткою, находится большой идол, называемый Золотая Баба, что в переводе означает золотая женщина или старуха. Окрестные народы чтут ее и поклоняются ей». Обратим здесь внимание на уточнение: «большой идол».

Австрийский посол С. Герберштейн, посетивший Московию в 1520-х годах, записал, что, по слухам, за Уралом стоит большой идол Золотая Баба» в виде женщины, которая носит в утробе сына. Упоминает он и о каких-то трубах, окружающих святилище идола и звучащих сами по себе.

Осенью 1582 года на покорение Сибири из Чусовских городков отплыла флотилия Ермака. Перезимовав в Сибири, в начале 1583 года Ермак послал на разведку отряд Богдана Брязги в количестве 60 человек, чтобы найти путь к Оби, откуда уже шла известная русским дорога на Печеру и Пермь. На стоянке у реки Демьянки казаки Ермака и услышали впервые от пленных о золотом идоле. Те сообщили, что в осажденном ими урочище остяки молятся «богу золотому, литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше».

Но здесь явно речь идет о каком-то другом идоле, причем небольших размеров: «на столе в чаше сидит». Когда же казаки захватили урочище, идола не нашли - язычники успели его унести и укрыть в надежном месте. Этот момент лишь подтверждает версию, что в данном случае речь шла о другом идоле небольших размеров - вряд ли бы местные жители смогли незаметно унести из осажденного урочища трехтонную статую.

Вторично о золотом идоле казаки услышали на Оби, где было самое почитаемое среди хантов капище.

Составителям сборника «Великие тайны XX века», где рассказывает и о Золотой Бабе, показалось мало самой тайны золотого идола, и они решили добавить сюда и мистики: «Капище было защищено заклятием, согласно которому всякий, нарушивший покой великой богини, должен умереть. Несмотря на запрет казаки тщательно его обыскали, Золотая Баба исчезла. Возвращал из похода, они попали в засаду и погибли».

Так и хочется спросить авторов: если все погибли, то откуда об этом событии узнали? На самом же деле казаки просто провели на Белогорском капище три дня, а поскольку они местное население не притесняли, то надеялись, что разбежавшиеся ханты вместе со своим идолом вернутся. Не дождавшись этого, они повернули вспять и после многодневного плавания благополучно вернулись в Искер. Из расспроса хантов они составили описание «Золотой Бабы»: «На Белогорье у них мольбище большое богине древней - нага с сыном на стуле сидящая».

Лишь в начале XVII века, когда Сибирь была окончательно покорена, купцы Строгановы, субсидировавшие экспедицию Ермака и узнавшие от вернувшихся из похода казаков о золотом идоле, снарядили на его поиски еще одну, уже тайную экспедицию, в составе всего 20 «верных людей». Но похоже, что никто из них обратно не вернулся, по крайней мере, об этой экспедиции больше нет никаких сведений.

В начале XVII века пытался найти Золотую Бабу и миссионер Григорий Новицкий. Не располагая большой дружиной, он собирал легенды и местный фольклор о предмете поиска, и дальше не продвинулся. А через сто лет следы идола вроде бы обнаружились на реке Северная Сосьва, впадающей в Обь.

Поиски «Золотой Бабы» продолжаются до сих пор. Летом 1990 года этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН побывала в Ханты-Мансийском автономном округе, где, по преданиям, до сих пор живут тайные жрецы богини, обеспечивающие сохранность статуи. Сдержанный, по крайней мере, официально, интерес к поискам Золотой Бабы проявляет и «Космопоиск». Во всяком случае, ее руководитель Вадим Чернобров лишь коротко сообщает об экспедиции 2003 года и намекает, что поиск будет продолжен.

 

Наши координаты:

 

Место для встреч:

Корткеросский районный  историко-краеведческий музей       с. Корткерос ул. Первомайская дом. 10.

 

Для писем

168020 Республика Коми село Корткерос ул. Первомайская дом. 10

 

 

 

Ufo-komi.narod.ru

 

Адреса электронной почты:

vlad-kosmopoisk@mail.ru             Ufo-komi@mail.ru

 

Hosted by uCoz