Не ходите, йети, в
темный лес гулять!
От кого прячутся
«снежные люди»
Заповедник для «авдошки»
В последние годы заметно увеличивается поток журналистов, туристов,
исследователей аномальных явлений, которые приезжают в Верхнешижемский район Кировской области в поисках следов
«реликтового гоминоида», известного под именем «снежный
человек».
О
мифическом «вятском лешем» первым рассказал журналистам бывший охотовед Валерий Сергеев. По его словам, он лично многократно
встречал в лесах Верхнешижемья необычных существ, хорошо
разглядел их вблизи и даже пытался прикормить «вятских йети».
Теперь Валерий Сергеев предлагает организовать в Верхнешижемском
районе
охраняемый заповедник для «авдошки» — так местные жители
называют «снежного человека». В
противном случае «снежные люди» погибнут под натиском цивилизации.
В берлоге
В Кировской области недавно побывала экспедиция
российского
уфолога Вадима Черноброва. Этот уфолог известен в Коми своими поисками на реке Усе российского
«Стоунхенджа», аналога загадочного английского комплекса, состоящего из многотонных
вертикально поставленных камней.
Экспедиция Черноброва обнаружила в Верхнешижемье берлогу, совсем не похожую на медвежью.
«Создавалось такое впечатление,
— рассказал один из участников экспедиции.
- что кто-то,
огромного роста, согнул и надломил
деревья на двухметровой высоте,
образовав своеобразный шатер. Внутри шатра оказалась пихтовая под
стилка, а вход был прикопан, как нора».
Участники экспедиции записали множество свидетельств местных
жителей, встречавших «авдошку» в лесу. Правда, как выяснилось, большинство встреч
произошло в 50-е годы прошлого века.
Интересно, что именно на это время приходится пик встреч жителей Коми со «снежным человеком».
Однако самое большое количество случаев столкновений людей с йети зафиксировал исследователь, археолог, учитель истории из усть-куломского поселка Ягкодж Лениан Игнатов.
Не может быть?
— Почему я
заинтересовался «снежным человеком» на
Вычегде? — говорит Лениан Алексеевич. — Все
очень просто: изучая зырянский, русский
фольклор, предания других лесных народов,
я понял, что во всех их мифах есть
схожие между собой персонажи «лесных
людей». У коми это Яг-морт, у русских — леший и так далее. А ведь если убрать
с этих мифологических образов налет
мистики, мы увидим существо,
покрытое шерстью и очень похожее на
человека. То есть получим достаточно точный
портрет «реликтового гоминоида».
Осознав это, Лениан Игнатов стал искать
следы «снежного человека» в районе Ягкоджа. И вскоре убедился, что в
30 - 60-х годах жители Верхней Вычегды часто контактировали с йети.
Другое дело, что информация об этих встречах оставалась уделом очень узкого круга лиц. Свидетели обычно
помалкивали, опасаясь насмешек. И
все же иногда сведения прорывались
наружу.
- Однажды в общем разговоре в лесной
избушке один из мужиков спросил:
«Слышали, Иван Игнатов недалеко от Визувеля видел гориллу?» Услышав эту историю, все смеялись до слез, особенно
я, — вспоминает Лениан Алексеевич. — Еще бы! Ведь именно в те годы я занимался археологией и палеонтологией,
исследовал древнюю историю Ягкоджа, слыл знатоком этих мест. И кому, как не мне, было
знать — такого не может быть, потому что не
может быть никогда!
Есть контакт!
А спустя несколько лет в руки Л. Игнатова попали научные статьи о «реликтовых гоминоидах». И исследователь решил проверить
сведения, услышанные в избушке. Он разыскал семью Игнатовых. Оказалось, что Иван к тому времени скончался. Зато была жива его супруга Мария Ануфриевна. Она
запомнила рассказ мужа слово в слово.
— Это было в 60-х,
не помню точно в каком году. Мужики закончили сенокос в урочище Визувель, что находится в 30 километрах от Ягкоджа. Вольдинский рабочий Виталий и
мой муж Иван
возвращались домой на лодке по Вычегде. Тогда у нас не было моторных лодок,
на веслах плыли не спеша, а по дороге рыбачили, чтобы
домой приехать с гостинцем. Когда лодка двигалась по широкому плесу, вдали, на левой стороне
берега, мужики увидели медведя, который спускался к воде на... задних лапах. У воды он встал на
четвереньки, напился и по берегу направился в сторону лодки. Причем шел опять-таки на
задних лапах. А передними конечностями он размахивал, словно человек при быстрой
ходьбе.
Им горилла говорила...
Испугавшись возможной встречи с необычным существом, косари стали потихоньку подгребать к
противоположному берегу.
Существо огромного роста было совсем не похоже па медведя. Скорее, оно напоминало гигантскую
гориллу: нижняя
челюсть сильно выступала вперед, рот растягивался почти до ушей, и из него отчетливо виднелись огромные зубы с
двумя клыками.
Нос чудища казался очень
широким, а глаза — непропорционально
маленькими. Тело было покрыто шерстью светло-коричневого цвета.
Заметив лодку, волосатое чудище издало такой пронзительный крик, что
мужики едва не попадали за борт. В ответ, вне себя от страха, завопили Иван и Виталий. Им
показалось, что, не будь между ними водной преграды, мохнатый великан непременно разорвал бы
их в клочья.
Опомнившись от ужаса, мужики схватили весла и стали отчаянно грести,
стараясь быстрее уплыть от страшного места. Но и существо бросилось наутек, размахивая на ходу
передними
«лапами». Пришли мужики в себя лишь тогда, когда лодка причалила к вольдинскому
озыну (причалу).
Крыша поехала
В те времена в Вольдине и слыхом не слыхивали о
«снежном
человеке». Поэтому Иван и Виталий были искренне убеждены, что в пути им
встретилась горилла, о которой они были наслышаны с детства. Но если это горилла, тo как она попала в район Крайнего Севера? Когда они
попытались рассказать об этой
истории, вольлинны подняли их на смех. В селе заговорили,
что у мужиков «крыша поехала».
Естественно, Иван и Виталий после
этого решили держать язык за зубами.
По словам Марии Ануфриевны, ее мужа страшно терзало то, что окружающие не верят ему, считают «пустобрехом». Между тем он ни одной секунды не сомневался в
реальности увиденного. Они с Виталием не раз обсуждали
встречу с загадочным существом на Визувеле. И ни одна деталь
внешнего вида «зверюги», которого косари запомнили на всю
жизнь, у них не отличалась.
Обида, сомнения, судя по всему, грызли мужиков все последующие годы. Может
быть, отчасти
из-за этих переживаний оба они умерли относительно молодыми...
Интересно, что описание «гориллы», сделанное Иваном Игнатовым со слов
Марии Ануфриевны, очень схоже с тем, что дал уфологам
кировский
специалист по «авдошке» Валерий Сергеев. У
тех «снежных людей», которых он видел, тоже непропорционально маленькие
глазки, широкий нос, по-обезьяньи
приплюснутый, губы толстые, как у
негра, рот огромный — от уха до уха — и выдающаяся вперед челюсть с клыками...
Они вернутся?
Исследуя «вычегодский феномен». Лепили Алексеевич
убедился, что «реликтовые гоминоиды» в Коми встречались
достаточно часто. Кстати, принятое всеми название «снежный человек», считает
исследователь,
не совсем удачное. Йети не живут в заснеженных горах и на открытых заснеженных территориях. Их места обитания - лесистые малонаселенные районы. Лениан Игнатов убежден: пора
определиться и с местным названием «гоминоидов».
— Во всех
регионах, на всех континентах их называют
по-своему. В Канаде - саскуотчем (дикарь из
леса), в Китае - кун лу (человек-рот), на Кавказе — кантар, в Непале — йети. В Коми же
его целесообразно величать Гыня-морт (волосатый человек) и Яг-морт (лесной человек).
В заключение Лениан Алексеевич сообщил
«Трибуне», что со слов
жителей усть-куломских сел Вольдино, Помоздино,
Скородум и Югыдтыдор он в течение последних
20 лет записал шесть случаев встречи на Верхней Вычегде людей с «волосатым человеком».
К 70-м годам прошлого века контакты на Верхней
Вычегде со
«снежными людьми» сократились, а затем и вовсе сошли на нет. Исследователь связывает это с развитием лесозаготовок в этих местах.
Именно от «человека разумного», извиняюсь за выражение, «гомо сапиенса» и
прячется его дикий собрат —
«реликтовый гоминоид». Когда в прошлом веке в Коми началась масштабная вырубка лесов, «волосатый человек» был вынужден забираться в самые глухие таежные углы.
Однако в 90-е годы прошлого века заготовка леса в республике резко сократилась,
вырубки стали
зарастать. И может быть, теперь «волосатый человек» вернется в наши края?
Владимир ОВЧИННИКОВ.
Газета «Трибуна» от
18.04.2008г.