«Народная медицина возвращается»
Ирина Ильина
|
О том, как
лечили в старину земляными червями, осиными гнездами и гусеницами, можно
узнать, ознакомившись с вышедшей на днях в Сыктывкаре научной монографией
«Традиционная медицин- ская культура народов Европейского северо-востока.
Конец XIX - начало XX веков». Это первое обобщающее исследование
традиционной медицинской культуры северных русских, коми и ненцев. Автор
книги кандидат исторических наук Ирина Ильина на основе полевых и архивных
материалов рассматривает традиционные способы лечения и профилактики
заболеваний, включающие лекарственные средства природного происхождения,
физиотерапевтические и психотерапевтические методы, представления о
здоровом образе жизни, в том числе о рациональном питании. Особое внимание
в книге уделено личностям и практике народных врачевателей как главных
носителей традиционных медицинских знаний. С известным этнографом
встретился наш корреспондент.
- Ирина
Васильевна, с чего начался ваш интерес к народной медицине?
- Я выросла в
старой части Сыктывкара, рядом с краеведческим музеем, в котором была
замечательная и понятная всем возрастам экспозиция. Мы часто ходили туда с
дворовыми друзьями. И, по воспоминаниям родителей, я уверяла, что «буду
тетей, которая работает в музее». В пятом классе в школьном сочинении,
сохраненном моей учительницей литературы Луизой Васильевной Хоревой, я
писала, что хочу быть историком. А в старших классах каждое лето работала
санитаркой в городском роддоме, где впервые познакомилась с медицинской
практикой и с удивительными врачами, среди которых Эмилия Александровна
Иванова - мое восхищение ею поймут, наверное, многие женщины. С этого
времени медицина всегда была в сфере моих интересов, как и биология,
которую в нашей школе преподавала замечательный учитель и человек Римма
Васильевна Куликова.
И удивительно, как
эти две линии пересеклись и объединились в моей профессии в одну. После
окончания истфака Сыктывкарского университета меня распределили в Институт
языка, литературы и истории КНЦ, где на выбор мне были предложены три темы
для исследования: народная одежда, пища и медицина. Конечно же, я выбрала
последнюю. В то время, после длительного периода негласных идеологических
запретов, изучение народной медицины в России только начиналось. На
заседании Президиума Коми филиала АН СССР, где утвер-ждались темы,
высказывались сомнения, существует ли такое явление в традиционной культуре
коми, «диссертабельна» ли данная тема. Но первый же выезд в поле развеял
все сомнения - я вернулась из поездки на Вишеру с мешком трав и распухшим
от записей полевым дневником.
- Вы сами
пытались использовать для лечения народные средства и рецепты, или ваш
интерес к ним чисто теоретический?
- Я редко применяю
народные рецепты для собственного лечения. Это связано с необходимостью
вылечиться быстро и без усилий - глотнул пару-тройку таблеток и «здоров».
Это, конечно, от занятости, привычного невнимания к своему здоровью и, чего
уж греха таить, лени. Но сына своего, перед которым чувствую большую
ответственность как перед продолжателем рода, стараюсь лечить народными
средствами - травами, растираниями, компрессами, массажем. Часто, как
шутливо говорят мои подруги, это «зверские» методы, но они помогают.
- Пожалуй, один
из самых экзотических способов лечения, описанных вами, это мазь из дождевых
червей..
- Это очень
распространенное средство в медицинской практике европейских народов, что
должно заинтересовать биохимиков. Для приготовления лекарства земляных
червей заливали водой, и настаивали на печи в течение двух недель.
Полученным из перегнивших червей «маслом» смазывали раны. Осиные гнезда и
паутина служили своеобразными пластырями для остановки кровотечений. Чтобы
снять воспаление, к больным местам прикладывали высушенных гусениц. Но
гораздо удивительнее то, что коми применяли в своей медицинской практике
более 170 видов растений, знали множество рецептов по использованию тканей
и органов животных, минералов. Чрезвычайно интересны физиотерапевтические
средства лечения. Например, прижигание, или мокса, которая сейчас
используется только в китайской народной медицине. Не исключено, что этот
метод заимствован через самодийцев из восточных систем оздоровления.
- Интересно, а
насколько народная медицина может быть востребована сегодня?
- К сожалению, в
перестроечное и постперестроечное время, когда появилось множество
«народных врачевателей, целителей, шаманов», народная медицина была
серьезно дискредитирована. Эти люди, ничего общего не имевшие с народными
традициями, преследовали чисто меркантильные интересы или же пытались
самоутвердиться, реализоваться. Вместе с тем в деревнях, где существует
достаточно строгая общественная «цензура», обманывать сложнее, и там
сохранились традиции, которые могут представлять интерес и для
профессиональных медиков. О пользе трав и применении их современной медициной
говорить уже не надо. Стоит отметить, что, сопоставляя традиционные рецепты
разных этносов, можно выделять растения, наиболее перспективные для
создания новых лекарственных препаратов - этим успешно занимаются и в
Европе, и биотехнологи Коми научного центра.
Но особо, мне
кажется, важно учитывать требования, предъявляемые в традиционной культуре
к личности и практике врачевателя. Не каждый мог стать им, ученики
выбирались и по моральным, и по физическим, и по наследственным
характеристикам. Процесс обучения был длительным, врачевание никогда не
могло быть источником больших денежных доходов, а воспринималось как
служение обществу. Методы лечения и приготовление лекарств всегда были
строго индивидуальны. Обязательным условием лечения было наличие постоянной
связи между пациентом и лекарем - так, как общаются народные врачеватели со
своими пациентами, - этому может поучиться любой доктор.
- Есть ли
династии коми народных целителей?
- Конечно,
идеальный вариант - это передача знаний по наследству, поскольку
предполагается, что необходима еще и «особая сила», которая идет «по роду».
И наследственный врачеватель считается более успешным. В коми деревнях
известны семьи, где уже в пяти поколениях имелись признанные среди
населения лекари. Но реалии ХХ века, когда прервались очень многие
традиции, заставляли врачевателей обращаться к чужим людям. Может,
благодаря этому, мне и удалось собрать так много материала - бабушки, видя
мой искренний интерес и готовность учиться, передавали мне знания, которые
в иной ситуации вряд ли бы доверили постороннему.
- В одной из
первых своих экспедиций вы столкнулись с шевой. Что это за явление, и
встречается ли оно сейчас?
- В этом явлении
настолько тесно переплелись мировоззренческие и медицинские проблемы, что
это тема для отдельного разговора. С медицинской точки зрения, это
невротическое расстройство, проявляющееся в возможных истерических
припадках, чревовещании, особых прихотях, раздвоении сознания и так далее.
По-разному это явление оценивается в традиции народной и церковной.
Изгнания шевы я не
видела, но с носительницами общалась. С одной из них встретилась в первый
же год работы. В деревне Троицк разговаривала с бабушкой о средствах
лечения, и когда спросила ее, знает ли она, как излечить от шевы, другой,
очень высокий, голос произнес: «Что это она спрашивает...и-и-и-и?...»
Бабушка ничуть не смутилась, захлопала себя по груди и своим голосом
продолжила: «Вот только о ней заговорили, она тут как тут». Впечатление,
конечно, странное, но, с точки зрения окружающих, нестрашное. Эту бабушку
очень ценили - как лучшую няньку в деревне.
- Сохраняется
ли значение народных целителей в современном мире?
- Оно даже
увеличилось сейчас. Народная медицина возвращается. Это возникает из-за
плохого лечения или невнимательного отношения к пациентам в официальных
больницах.
- Какие
практические советы из народной медицины вы можете дать нашим читателям?
- Очень важно
понимать, что народная медицина - это целая система лечения и
предотвращения заболеваний, очень тесно связанная со средой обитания,
образом жизни, и она не исчерпывается познаниями о лекарственных травах,
целебных свойствах бани и так далее. У коми народа в пищу использовались
различные дикорастущие травы и плоды, которые являлись не только сезонными
продуктами, но и общеукрепляющими средствами. В основном это грибы, ягоды,
молодые побеги борщевика, хвоща полевого, кислица, щавель и крапива. Весной
дети срывали и сосали дикие соцветия ивы, ели с молоком молодые сосновые и
еловые побеги, в больших количествах употребляли березовый и сосновый сок.
Все это позволяло северянам запастись витаминами на всю зиму.
Нужно помнить и о
гигиене вербальной среды. Меня, да, наверное, и не только меня, беспокоит
ужасающе прогрессирующее загрязнение речи. Необходимо помнить, что раньше
мат был возможен только в исключительных ситуациях и состояниях. А сейчас у
многих это стало обычным способом общения.
- Много
внимания в монографии вы уделили рождению и воспитанию детей...
- Возможно, стоит
обратить внимание на народные традиции ухода за ребенком, забота о здоровье
которого начиналась задолго до его рождения - выбор супруга, питание
беременной, необходимость физического труда, регуляция нравственного
поведения, взаимоотношения с окружающими, отношение к алкоголю. Интересно,
что у коми зафиксированы рудименты кувады, когда муж символически, а иногда
и физически разделял муки роженицы. Или вот, к примеру, «предыстория»
памперсов - в оленеводческих семьях ребенок спал в колыбели, на дно которой
стелился длинный шейный волос оленя, а под него или мох, или березовая
стружка, хорошо впитывавшие влагу. На такой подстилке ребенок всегда
оставался сухим.
- Использует ли
народная медицина магию, и если да, то каким образом?
- Целостной
системы уже, конечно, нет, но отдельные элементы лечебной магии функционируют
в народной культуре, причем не только деревенской, но и городской -
умывание водой, набранной по особым правилам, использование защитных
вербальных формул, предохранительная магия при уходе за детьми и так далее.
И, безусловно, главная функция магических средств и методов лечения сегодня
- психотерапевтическая.
- Вы пишете,
что ненцам были известны приемы иглоукалывания, а коми знахари знали
биологически активные зоны и точки.
- Да,
исследователи отмечают знакомство ненцев с традициями акупунктуры, что,
возможно, связано с происхождением самодийских народов из южной Сибири.
Правила проведения прижиганий при простудах, травмах и других заболеваниях
у коми, ненцев, отдельных групп русских практически совпадают с
существующими в восточной медицине. Но я не склонна рассматривать приемы
массирования определенных зон как свидетельство существования у коми и
северных русских стройной системы знаний о биологически активных точках,
аналогичной восточной.
Артур Артеев
Газета «Молодежь Севера»
№ 41 от 9.10.2008 года.
|