Владимир Шестаков

 

Важ йöз

(в переводе с коми старые древние люди, предки, умершие)

 

 

Эту историю мне рассказала девушка по имени Виктория со слов свой подруги, с которой они вместе учились в университете. В 2004 году ее сестра Елена вышла замуж и поселилась в доме своего свекра в селе Брыкаланске Ижемского района. Жены у свекра не было, она умерла ранее. Летом этого же года днем Елена прибиралась в доме и решила прибраться на чердаке и помыть там пол . Когда она поднялась на чердак, то увидела, что на полу лежит какой-то мужчина в фуфайке и в кепке лицом в низ. Елена подошла к нему поближе, она подумала, что какой то пьяный мужик забрался в дом и уснул. Она позвала его, но последний не отозвался, тогда она толкнула его ногой. Когда она прикоснулась к нему ногой, то ощутила, что тело не такое плотное, как должно быть, а как будто «ватное». Ей стало не по себе, и она быстро спустилась с чердака и выбежала на улицу. Увидев свекра она рассказала ему об увиденном. Свекор спокойно выслушал ее, уточнил, в чем был одет этот мужчина и сказал, что это его умерший отец и трогать его не надо, он сам исчезнет. (отец у свекра умер много лет назад). Он так же  поведал ей, что отец так иногда появляется в разных местах, то в доме на чердаке, то в сарае или еще где-нибудь и, мол, бояться его не надо. После этой истории Елена на чердак больше не поднималась.

Первоначально эта история мне показалась не очень правдоподобна, но изучая мифологию республики Коми на стр. 95 я наткнулся на подобное описание.

ВАЖ ИŐЗ -  общее название умерших предков, чаще так называют своих, родовых предков, ро­дителей, реже — пред­ков народа в целом или древних людей вообще. Так, у Коми. часто отожде­ствляют В.й. и чудь, как предков-язычни­ков, как мифических первопредков или как доисторическое мифи­ческое население. На Верхней Вычегде ино­гда отличают роди­тельяс (прямых пред­ков до 6-8-го колена) от В.й. (под которыми понимают древнее населе­ние конкретной местности вообще). Нередко под В.й. подразумевают первопоселенцев какой-либо деревни, села.

По представлениям к., В.й. после смерти проживают в Мöдаръюгыд «Тот свет», и од­новременно незримо присутствуют рядом с жи­выми потомками, интересуются их делами и вы­ражают свое отношение к делам живых, являясь им во сне или проявляя свое присутствие каки­ми-либо знаками: передвиганием посуды, мебе­ли, дуновением ветерка, сквозняков, самопро­извольным открыванием дверей и окон и т.д. Обычно подобные явления воспринимаются коми как предупреждение и трактуются как знак крупных перемен в жизни или знак чьей-либо смерти. «Возле кладбища ехали. И вдруг четыре раза подкинули снег на могилах, будто кто-то снег чистит возле могил. Думаю еще: кто бы это ночью мог снег чистить, а потом узнали, что возле Нившеры машина перевернулась, че­тыре человека погибло. Это родители но­веньким радовались».

Иногда В.й. появляются в виде животных как во сне, так и в видениях, или за них прини­маются реальные животные: собака, кошка, пти­цы. Считается, что в некоторых случаях можно увидеть В.й. и в человеческом облике. Некоторые люди сообщали, что им покровительствуют В.й., появляясь пе­ред покровительствуемым в трудных ситуациях. Чаще всего называют в числе покровителей пря­мых предков до 4-го колена (прадеда, родителей и др.) или теток, дядьев, благосклонностью ко­торых пользовались при их жизни.

Считается, что ай-мам или родительяс есть также у каждого вида  животных. К ним обращаются с просьбой о ниспослании охотничь­ей добычи перед охотой или при разделке дичи. Так, при опаливании в русской печке бо­ровой дичи обычно произносили: • Чишки-поришки, рöдтб-вужтö чуксав, айтö-мамтö чипсав айлöн лэчтуй вылö, айлöн пищаль водзö...» — «Чишки-поришки, род-корень призови, родителей при-свисти (примани) на отцовские путики, перед отцовское ружье...» Считалось, что родители ди­чи только будут рады встретить своих сороди­чей на том свете и помогут охотнику при усло­вии, что он уважительно относится к пойманным животным и не оскорбляет их ни словами, ни мыслью, ни делом. Вероятно, в по­добных представлениях сохраняются отголоски воззрений о мифологической общности душ людей и животных.

К В.й. принято обращаться за помощью и советом в трудной ситуации, угощать, общаться как с живыми людьми. У коми существует множест­во обрядовых и бытовых ситуаций, когда счита­ется необходимым поминать и угощать предков-покойников. Особые поминки В.й. на кладбище и дома устраиваются в родительские (обычно субботние) дни, приуроченные к пра­вославным праздникам (Пасха, Троица и др.). На обрядовые совмест­ные трапезы (по случаю окончания жатвы, убор­ки урожая, охоты и т.д.) обязательно приглаша­ли В.й. Их звали не только к праздничному столу или обрядовой трапезе, но и к каждому за­втраку, к свежему хлебу, к спиртному, к свежему чаю словами: »Вошйöй-сибöдчой, рöдительяс -Приступайте-придвигайтесь, родите­ли». При этом существуют запреты на приглаше­ние к ужину, ночью, в некоторых местах после обеда, т.к. считается, что к вечернему или ноч­ному столу могут прийти только заложные по­койники и нечистые духи.

На авторитет В.й. у коми принято ссылаться в любой бытовой ситуации, когда требуется при­нять определенное решение: «В.й. тай шулöмаöсъ» «Старые люди-то говорили»; «В.й. тай тадз вöчлöмаöсъ» «Старые лю­ди-то так делали». В.й. являются олицетворени­ем традиций, собирательным образом, храните­лем некоего мифологического первопорядка.

 

 

«Мифология коми» (Москва – Сыктывкар, издательство Дик 1999 год),

 

 

Hosted by uCoz