Владимир Шестаков
Важ йöз
(в переводе с коми старые древние люди, предки, умершие)
Эту историю мне рассказала девушка по имени Виктория со слов свой подруги, с которой они вместе учились в университете. В 2004 году ее сестра Елена вышла замуж и поселилась в доме своего свекра в селе Брыкаланске Ижемского района. Жены у свекра не было, она умерла ранее. Летом этого же года днем Елена прибиралась в доме и решила прибраться на чердаке и помыть там пол . Когда она поднялась на чердак, то увидела, что на полу лежит какой-то мужчина в фуфайке и в кепке лицом в низ. Елена подошла к нему поближе, она подумала, что какой то пьяный мужик забрался в дом и уснул. Она позвала его, но последний не отозвался, тогда она толкнула его ногой. Когда она прикоснулась к нему ногой, то ощутила, что тело не такое плотное, как должно быть, а как будто «ватное». Ей стало не по себе, и она быстро спустилась с чердака и выбежала на улицу. Увидев свекра она рассказала ему об увиденном. Свекор спокойно выслушал ее, уточнил, в чем был одет этот мужчина и сказал, что это его умерший отец и трогать его не надо, он сам исчезнет. (отец у свекра умер много лет назад). Он так же поведал ей, что отец так иногда появляется в разных местах, то в доме на чердаке, то в сарае или еще где-нибудь и, мол, бояться его не надо. После этой истории Елена на чердак больше не поднималась.
Первоначально эта история мне показалась не очень правдоподобна, но изучая мифологию республики Коми на стр. 95 я наткнулся на подобное описание.
ВАЖ ИŐЗ - общее название умерших предков, чаще так называют своих, родовых предков, родителей, реже — предков народа в целом или древних людей вообще. Так, у Коми. часто отождествляют В.й. и чудь, как предков-язычников, как мифических первопредков или как доисторическое мифическое население. На Верхней Вычегде иногда отличают родительяс (прямых предков до 6-8-го колена) от В.й. (под которыми понимают древнее население конкретной местности вообще). Нередко под В.й. подразумевают первопоселенцев какой-либо деревни, села.
По представлениям к., В.й. после смерти проживают в Мöдаръюгыд «Тот свет», и одновременно незримо присутствуют рядом с живыми потомками, интересуются их делами и выражают свое отношение к делам живых, являясь им во сне или проявляя свое присутствие какими-либо знаками: передвиганием посуды, мебели, дуновением ветерка, сквозняков, самопроизвольным открыванием дверей и окон и т.д. Обычно подобные явления воспринимаются коми как предупреждение и трактуются как знак крупных перемен в жизни или знак чьей-либо смерти. «Возле кладбища ехали. И вдруг четыре раза подкинули снег на могилах, будто кто-то снег чистит возле могил. Думаю еще: кто бы это ночью мог снег чистить, а потом узнали, что возле Нившеры машина перевернулась, четыре человека погибло. Это родители новеньким радовались».
Иногда В.й. появляются в виде животных как во сне, так и в видениях, или за них принимаются реальные животные: собака, кошка, птицы. Считается, что в некоторых случаях можно увидеть В.й. и в человеческом облике. Некоторые люди сообщали, что им покровительствуют В.й., появляясь перед покровительствуемым в трудных ситуациях. Чаще всего называют в числе покровителей прямых предков до 4-го колена (прадеда, родителей и др.) или теток, дядьев, благосклонностью которых пользовались при их жизни.
Считается, что ай-мам или родительяс есть также у каждого вида животных. К ним обращаются с просьбой о ниспослании охотничьей добычи перед охотой или при разделке дичи. Так, при опаливании в русской печке боровой дичи обычно произносили: • Чишки-поришки, рöдтб-вужтö чуксав, айтö-мамтö чипсав айлöн лэчтуй вылö, айлöн пищаль водзö...» — «Чишки-поришки, род-корень призови, родителей при-свисти (примани) на отцовские путики, перед отцовское ружье...» Считалось, что родители дичи только будут рады встретить своих сородичей на том свете и помогут охотнику при условии, что он уважительно относится к пойманным животным и не оскорбляет их ни словами, ни мыслью, ни делом. Вероятно, в подобных представлениях сохраняются отголоски воззрений о мифологической общности душ людей и животных.
К В.й. принято обращаться за помощью и советом в трудной ситуации, угощать, общаться как с живыми людьми. У коми существует множество обрядовых и бытовых ситуаций, когда считается необходимым поминать и угощать предков-покойников. Особые поминки В.й. на кладбище и дома устраиваются в родительские (обычно субботние) дни, приуроченные к православным праздникам (Пасха, Троица и др.). На обрядовые совместные трапезы (по случаю окончания жатвы, уборки урожая, охоты и т.д.) обязательно приглашали В.й. Их звали не только к праздничному столу или обрядовой трапезе, но и к каждому завтраку, к свежему хлебу, к спиртному, к свежему чаю словами: »Вошйöй-сибöдчой, рöдительяс -Приступайте-придвигайтесь, родители». При этом существуют запреты на приглашение к ужину, ночью, в некоторых местах после обеда, т.к. считается, что к вечернему или ночному столу могут прийти только заложные покойники и нечистые духи.
На авторитет В.й. у коми принято ссылаться в любой бытовой ситуации, когда требуется принять определенное решение: «В.й. тай шулöмаöсъ» «Старые люди-то говорили»; «В.й. тай тадз вöчлöмаöсъ» «Старые люди-то так делали». В.й. являются олицетворением традиций, собирательным образом, хранителем некоего мифологического первопорядка.
«Мифология коми» (Москва
– Сыктывкар, издательство Дик 1999 год),