Путешествие в Кудымкар

 

Мистическое и реальное сердце Пармы

Когда-то в средние века коми народ разделился на Пермь Великую и Пермь Вычегодскую. Судьбы народов сложились по-разному. Коми-пермяки называют свой округ просто - Парма. Кудымкар (произносится с ударением на «Ы» - КудЫмкар) - столица Коми-Пермяцкого округа - сердце Пармы. Когда-то в этих краях побывал наш известный ученый, писатель, философ Каллистрат Жаков. В этнографическом очерке «По Иньве и Косе (У пермяков)» он отметил бедность жизни пермяков. По словам Жакова, типичного пермяка характеризуют такие черты, как недоверие, упрямство, пессимизм. «Вид его унылый, черты лица выражают мрачность и неподвижность, - пишет Жаков. - Пермяк грустен и угрюм. Ростом ниже русского и зырянина. Слаба речь пермяка, нет здесь ни смелости, ни отваги - все говорит о том, что забита душа народа. О, грустные пермяки! Одна печаль на вас глядеть!» Слова классика решил проверить, а может, и опровергнуть корреспондент «МС».

В «медвежьем» краю

Судя по картам, от Сыктывкара до Кудымкара «рукой подать»: если напрямую через леса - около трехсот километров. Но пришлось добираться целые сутки. Ночь на автобусе до Кирова, затем пять часов до удмуртского райцентра Балезино (там просидели до вечера), оттуда пять часов на поезде до Перми и последние 200 километров до Кудымкара на автобусе. Есть, конечно, и прямая дорога, но она так хорошо затерялась в лесах, что только редкие смельчаки иногда совершают по ней «авторалли». Возможно, в будущем наконец-то появится долгожданная трасса Сыктывкар - Гайны - Кудымкар - Пермь и железнодорожный «Белкомур»: Архангельск - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь. В начале месяца, чтобы решить эти вопросы, в Перми побывал Глава РК Владимир Торлопов.

В столицу округа я попал на попутке - два коллектива коми-пермяков возвращались с международного этнофутуристического фестиваля «Камва». Бабушки всю дорогу пели коми и русские народные песни. Временами шальных старушек пробивало на неприличные частушки: «Ох, Паранья, ты, Паранья, ты закрой свою маланью, да ладонью, да ладонью…». На границе Коми-Пермяцкого округа автобус сделал остановку у родника. Чистейшая вода текла из раскрытой пасти чугунного мишки. Так я попал в «медвежий» край. Второго мишку - на этот раз живого - я увидел по соседству с похоронным бюро и кудымкарским автовокзалом, расположенным на бывшем кладбище. Молодая медведица была выставлена на потеху публике в маленькой клетке во дворе привокзальной кафешки. В городе есть святой источник, оформленный в виде медвежьей головы. Неудивительно, что и кудымкарский герб украшает медведь.

Кудымкар - город южный. В садах здесь растут вишни, сливы, яблони. Без теплиц и парников зреют помидоры. В полях довелось увидеть даже бывшую «царицу полей» - кукурузу. На небольшом рынке торгуют в основном грибами и ягодами. А чтобы затовариться одеждой или техникой, народ едет в Пермь. Средняя зарплата кудымкарцев - три-пять тысяч рублей. Крупных предприятий в городе нет. Был электромеханический завод, где трудилась треть всего кудымкарского пролетариата - 1 тысяча 200 человек. Но сейчас и он закрылся. Поэтому, где работает основная масса горожан, остается загадкой. Из небольших промышленных предприятий есть мясокомбинат, хлебокомбинат и артель по изготовлению валенок. Еще здесь выпускают настоящий «советский» лимонад и добывают «Иньвенскую» минералку. Неудивительно, что население города тает прямо на глазах - все, кто может, уезжают в крупные города. За «длинным рублем» сюда никто не едет. Сейчас в Кудымкаре осталось 30 тысяч жителей (в лучшие времена их число доходило до 35 тысяч). Из округа выезжают лучшие представители интеллигенции, молодое поколение. Из тех, кто уехал учиться, домой возвращается только пятая часть.

Остановиться можно было бы и в гостинице «Парма», где арестовали нашего известного земляка Михаила Коданева. На всякий случай, я решил не рисковать. Для экономии командировочных, а также более глубокого внедрения в жизнь коми-пермяков я «снял» диванчик в доме у живущей на рабоче-крестьянской окраине и почти не говорящей по-русски бабули. В комнате оказался и постоянный квартирант, но он как истинный пермяк отнесся к моему вторжению спокойно.

Вообще же, снять здесь жилье - удовольствие не из дорогих. Благоустроенная однокомнатная квартира в центре - одна-полторы тысячи в месяц. Купить такую квартиру можно за пятьсот тысяч. Цены на все вполне доступные. Пообедать или поужинать в ресторане с национальной кухней можно за 50-100 рублей. Любопытно, что в этом ресторане в любое время я почему-то оказывался единственным посетителем. Проезд на городском автобусе стоит 5 рублей 50 копеек. Невольно обратил внимание на любовь коми-пермяков к «двойным» числам в ценах: 55, 22, 44, 66… 99 рублей стоили лапти, которые местный люд по праздникам носит вместо тапочек в баню. При виде всех этих цифр, вспомнился пермский оракул Сергея Тетерина - «двойняшки».

Иное измерение

«Пермский край - страна чудес», - писал наш классик Каллистрат Жаков. А те, кто читал книгу Сергея Тетерина «Двойняшки - пермский оракул», хорошо знает, что Кудымкар - город …мистический. «На карте оккультной России, если такая когда-либо увидит свет, этот скучный провинциальный городок был бы заметен сразу, - пишет автор. - Его особую энергетику и мифологический background почувствовать нетрудно, это разлито в воздухе. Это глубоко провинциальный уральский городок со всеми плюсами и минусами и сонными обывателями. Некая вязкая и глухая территория духа, где ощущаешь себя не то незваным гостем, не то откровенно чужаком. Это очевидно не русский город, здесь все по-иному, по-своему…»

Даже время в Кудымкаре идет по-своему - на два часа вперед по сравнению с Сыктывкаром. Поэтому и день здесь получается длиннее. Кажется, что жизнь в этом городке замерла, и один «день сурка» мало отличается от другого.

В одном из дворов я с удивлением обнаружил памятник … гуманоиду. На пузе выкрашенного серебрянкой гипсового мужика была нарисована физиономия пришельца. Другой пришелец, каменный гость - метеорит - уже не первый век покоится в нескольких километрах от города, в селе Ошиб. Коми-пермяки называют свое «чудо» Ен из (Божественный камень) и относятся к нему, как правоверные к своему метеориту - Каабе. До революции серому камню поклонялись - кормили черинянями, на Троицу веселили песнями и танцами. Лечились, прикасаясь к камню, и откалывали от него кусочки для банных печей. Сорок лет назад ошибские школьники пытались выкопать камень, но тщетно. Ен из с каждым годом все глубже проваливается - сейчас он ниже уровня земли на 70 сантиметров.

Другое прикудымкарское чудо живет в деревне Пармайлово. Чудак-человек уже много лет подряд ставит во дворе своего дома вырезанные из цельных бревен тотемные столбы - статуи. А еще ложки делает, туески, лапти. Любопытно, что все об этом умельце говорят, но никто к нему не ездит.

Коми, которых мы потеряли

Напомним, что Коми-Пермяцкий автономный округ стал первым субъектом РФ, на котором решили проверить идею укрупнения регионов. В феврале 2004 года Президент Путин внес в Госдуму проект закона «Об образовании в составе РФ нового субъекта в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». Уже через месяц закон был принят. Незадолго до этого, в конце 2003 года, в области и округе прошел референдум. По официальным данным, за объединение проголосовало 89,69% жителей КПАО (при явке 64%) и 83,81% в Пермской области (при явке 62%).

Но все жители Кудымкара, с которыми мне довелось пообщаться, в один голос утверждали, что они голосовали против утраты своей автономии. Ничего хорошего от «слияния» эти люди не ждут и не на шутку опасаются, что сейчас национальная культура и язык совсем «захиреют», и коми-пермяки вымрут вслед за чудью. Причем, жители округа винят в происходящем отчасти и власти нашей республики, которые не поддержали братский народ и не похлопотали о том, чтобы КПАО стал частью республики Коми. Ведь в округе 60% коренного коми населения. Да и идея объединения разделившихся в средневековье двух коми народов далеко не нова. Именно этого добивался в начале 20-х годов прошлого века известный борец за коми автономию, председатель Коми представительства при Наркомате по делам национальностей РСФСР Дмитрий Батиев. В единую республику предлагалось войти и близкородственным удмуртам.

Если же вспомнить историю, то округ уже не раз приобретал и терял самостоятельность. Так, в 1925 году Президиум ВЦИКа постановил: «Считать целесообразным выделить Пермяцкий край в особый национальный округ». В 1938 году в связи с разукрупнением Уральской области Коми-Пермяцкий национальный округ автоматически оказался в составе Пермской области. А с момента принятия последней советской Конституции в 1977 году округ стал именоваться Коми-Пермяцким автономным. Окончательное разделение произошло в 1991 году. С 1 декабря 2005 года округ перестал быть автономным.

История одного города

Город богатыря Кудым-Оша Кудымкар расположен на обоих берегах притока Камы реки Иньвы и частично на левобережье ее притока Кувы. Впервые город упомянут в писцовых книгах в 1579 году. Но археологические исследования показывают, что поселение на берегу реки Кува возникло на девять столетий раньше. В те времена здесь находился металлургический центр, хорошо укрепленное владение одного из коми-пермяцких племен. В 1472 году Кудымкар вместе с Пермью Великой вошел в состав Русского государства. В XVII веке он превращается в центр Пармы. В 1925 году Кудымкар стал административным центром Коми-Пермяцкого автономного округа, в 1938 году получил статус города.

Железобетонный мост через Иньву появился в 1979 году. В основном в городе частные деревянные одноэтажные дома. Немного двухэтажных бараков и двух-пятиэтажных кирпичных строений. Высотных зданий в городе нет. Пятиэтажки больше возводиться не будут, а только двух-трехэтажные, так как в 1990 году Кудымкар был отнесен к разряду малых исторических городов России и включен в государственную программу возрождения, реконструкции и реставрации. Архитектурных памятников немного: здание бывшей строгановской конторы и Никольский собор XVIII века. Самое живописное место - Кувинский пруд. С его высокого берега виден весь город. До революции на Куве работала мельница графов Строгановых. В районе пруда расположен памятник археологии - средневековое городище Красная Горка.

В 1988 году в Кудымкаре открыт Коми-Пермяцкий научно-исследовательский отдел общественных наук Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. В городе есть свой вуз, национальный театр, окружные детская и взрослая библиотеки и расположенный в двух зданиях окружной краеведческий музей. Основная экспозиция развернута в здании, в котором раньше располагался горком партии, здесь же и художественный отдел (мини-галерея). Потрясли фотография 1930-х годов пермяков-людоедов с останками их жертв и великолепные картины местного художника Владимира Онькова. Его выставка была дополнена черепами добытых им медведей и головами пойманных щук. Другая часть экспозиции расположена в Никольском соборе. Здесь же, в парке, во дворе церкви, я неожиданно наткнулся на... пивнушку.

Население города на 64% состоит из коми-пермяков. Но детей в семьях, особенно в городских, коми-пермяцкому языку не обучают. Среднее поколение владеет лишь разговорным языком, диалектами - только старшее. В Кудымкаре только в одной школе преподают коми-пермяцкий язык. В сельской местности он звучит значительно чаще, на нем общаются между собой и дети.

Говорят, с 1991 года в округе не было издано ни одной книги на коми-пермяцком языке, поскольку, по мнению властей, повышенный интерес к коми-пермяцкому языку и культуре может вызвать рост национализма. А что касается слов Жакова, то пермяки за последние сто лет все-таки заметно выросли и повеселели.

Артур Артеев

 

Hosted by uCoz